28.03.2024

Должностная инструкция, менеджера по продажам

  • Должностная инструкция менеджера по продажам может быть полезна как работнику, так и работодателю.
  • В ДИ менеджера по продажам рекомендуется включить квалификационные требования, описание прав работника и работодателя, критерии эффективности работы и другие важные разделы.

Менеджер по продажам — должность, на которой сотрудник обычно ориентируется на финансовый результат, особо не задумываясь о формальных сторонах своей работы. И все же в интересах работника и работодателя формальности не игнорировать. Ознакомиться со структурой и образцом должностной инструкции менеджера по продажам вы сможете в этой статье.

Зачем должностная инструкция менеджеру по продажам?

Работник, занимающий должность менеджера по продажам, сможет узнать из своей должностной инструкции:

  • Какие трудовые функции он выполняет и какие задачи в своей фирме решает.

Соответственно — понять, за что с него руководство может спросить. Увидев в инструкции, к примеру, пункт о необходимости проведения «первичной обработки информации о рынке», менеджер запланирует ее подготовку — чтобы в любой момент предоставить начальству требуемую информацию по запросу.

  • Какими знаниями, навыками и информацией ему нужно владеть.

Этот раздел инструкции поможет работнику понять, какие пробелы в компетенциях восполнить для решения рабочих задач.

  • За какие результаты работы его будет оценивать работодатель.

В должностной инструкции (ДИ), как правило, не расписываются как таковые KPI в числовом выражении (обычно они фиксируются в трудовом договоре или локальных НПА на премирование). Но могут перечисляться сами критерии эффективности.

  • Права работника.

Зная свои права, менеджер будет знать, что он может потребовать от работодателя.

  • С какими другими работниками (отделами) фирмы и каким образом он взаимодействует при выполнении трудовых функций.

Менеджер будет знать, к кому обращаться при решении различных проблем. Например — если есть задержка оплаты или «висит» дебиторка по контрагентам, то он в инструкции увидит, что в таких случаях надо взаимодействовать с бухгалтерией (а не «мучить» своего начальника).

Кроме того, в ДИ имеет смысл прописать, какие отчеты (и иные источники информации) менеджер обязан предоставлять руководству или коллегам, и с какой периодичностью, и работник не забудет их сдавать вовремя.

Зачем должностная инструкция работодателю?

C помощью ДИ, в свою очередь, сам работодатель (руководитель менеджера) смогут:

  • Спрашивать с менеджера за качество выполнения работы на различных ее участках.

К примеру, спросить недостающие документы: «Куда делись счета-фактуры? Они в вашем ведении, читайте инструкцию».

  • При необходимости — предписывать менеджеру выполнять определенную работу.

«Вы должны собирать цены по конкурентам —жду их к понедельнику».

  • Определять, за что поощрять (или нет) менеджера.

«В сентябре была просроченная дебиторка — премии не ждите».

  • Определять, что именно работодатель должен делать, чтобы менеджер мог полноценно пользоваться своими «рабочими» правами.

Если в число таких прав входит компенсация представительских расходов, то работодателю следует регламентировать порядок ее предоставления и величину.

  • Составлять описание вакансий для позиции менеджера.

В описание вакансии можно перенести виды деятельности менеджера и его задачи, знания и навыки, базовые критерии эффективности.

Как составить должностную инструкцию менеджера по продажам

В инструкцию можно включить:

  1. Титульный лист, на котором будут отражены:
  • наименование фирмы;
  • гриф «Утверждаю» (где фиксируется ФИО и должность руководителя фирмы, указывается дата утверждения ДИ);
  • наименование документа («Должностная инструкция менеджера по продажам»);
  • дата составления инструкции;
  • наименование должности, для которой составлена инструкция.
  1. Раздел «Общие положения».

Здесь фиксируется общее содержание работы менеджера, а также нормативные и правовые акты — включая локальные, которыми сотрудник руководствуется в работе.

  1. Раздел «Квалификационные требования».

Отражается нужный уровень образования и опыта специалиста, приводятся основные знания и навыки, которые должны быть у менеджера.

  1. Раздел «Обязанности».

Здесь фиксируются основные задачи, которые решает менеджер, и конкретные направления работы, которые ему придется выполнять для решения таких задач.

  1. Раздел «Критерии эффективности работы».

Могут быть приведены сами критерии эффективности и соответствующие каждому из них:

  • документы, по которым оценивается критерий (например, объем продаж — по плану);
  • виды ответственности за выполнение или, наоборот, нарушение критерия.
  1. Раздел «Права работника».

Прописывается, что менеджер имеет право делать (и чему не должна препятствовать компания) для выполнения своей работы.

  1. Раздел «Обмен информацией».

Здесь отражается, с кем из своих коллег менеджер взаимодействует по тем или иным вопросам. Пропишите:

  • наименования должностей коллег;
  • вопросы, решаемые на уровне определенной должности коллеги;
  • периодичность обращения к коллеге.
  1. Раздел «Отчетность».

Здесь фиксируются:

  • адресат получения отчета;
  • тип, тематика отчетности, ее форма;
  • периодичность сдачи отчетности.
  1. Гриф согласования (чаще всего — с руководителем юридического отдела), содержащий:
  • ФИО и должность согласующего, его подпись;
  • дату согласования.
  1. Гриф утверждения должностной инструкции руководителем менеджера, содержащий:
  • ФИО и должность руководителя, его подпись;
  • дату утверждения инструкции.
  1. Гриф ознакомления с должностной инструкцией работником, содержащий:
  • ФИО работника, его подпись;
  • дату ознакомления с инструкцией.

Инструкция может содержать отсылку на приказ директора, в соответствии с которым издаются все ДИ на предприятии.

Статья взята с сайта Блог Кадровика

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *