21.10.2019

Требование о представлении копий документов неправомерно, если оригиналы не возвращены налогоплательщику

Такой вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2019 г. № Ф07-15324/18 по делу № А42-3000/2018. В рассматриваемом случае после возобновления выездной налоговой проверки инспекция направила юрлицу требование о предоставлении копий документов, полагая, что на момент его выставления у общества были эти документы, и оно могло предоставить копии возвращенных оригиналов, так как Налоговый кодекс не содержит требований к порядку возврата документов. Кроме того, по мнению налоговиков, ознакомление проверяющих с оригиналами документов на территории налогоплательщика не освобождает его от обязанности по представлению копий документов по требованию налогового органа. Отметим, что на период срока приостановления проведения выездной проверки все подлинники документов должны быть возвращены налогоплательщику, а при возобновлении проверки – незамедлительно переданы проверяющим (п. 9 ст. 89 НК РФ).Требование о представлении копий документов неправомерно, если оригиналы не возвращены налогоплательщику

В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Но указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, которые впоследствии вернули проверяемому лицу. А также на случаи, когда представленные в налоговый орган документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Суд согласился с налоговиками, что НК РФ действительно не устанавливает порядок возврата оригиналов. Однако в конкретном случае передача документов ораганизацией налоговикам подтверждается копиями описей, подписанными уполномоченными лицами общества и налогового органа. При этом в копиях описей отметки о возврате документов отсутствовали. Инспекция в свою очередь не представила доказательств, что документы были возвращены обществу. Кроме того, налоговый орган не заявлял об отсутствии оригиналов после возобновления выездной проверки.

Кассационный суд согласился с судом апелляционной инстанции в том, что налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика копии документов, оригиналы которых не возвращены налогоплательщику. По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции, а кассационную жалобу инспекции – без удовлетворения.

В счет-фактуру нужно внести исправления, если продавец не указал ИНН и КПП покупателя

При этом исправления необходимо внести путем составления новых экземпляров счетов-фактур. Соответствующие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 марта 2019 г. № СД-4-3/5268@ «О порядке внесения исправлений в счета-фактуры». Напомним, что НДС к вычету можно принять на основании счета-фактуры, при этом ИНН покупателя является обязательным реквизитом этого документа (п. 2, п. 5, п. 5.1, п. 6 ст. 169 Налогового кодекса). Так как в рассматриваемом случае НДС к уплате не занижен, продавец вправе представить уточненную налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован первичный счет-фактура в книге продаж (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если не сдать уточненную декларацию по НДС, то на этапе камеральной налоговой проверки первичной декларации налоговики могут выявить расхождения между книгой покупок контрагента и книгой продаж продавца. В таком случае инспекция направит требование о представлении пояснений на основании п. 3 ст. 88 НК РФ. Как отметило налоговое ведомство, в такой ситуации расхождения могут быть урегулированы путем предоставления пояснений покупателем и продавцом.

Также ФНС России указала, что покупатель вправе принять к вычету НДС только после получения от продавца исправленного счета-фактуры в течение трех лет после принятия на учет приобретенных товаров (услуг, работ) и при наличии указанного счета-фактуры (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Напомним, что при утере оригинала на основании дубликата счета-фактуры заявить НДС к вычету нельзя.

Планируется установить перечень документов для освобождения от НДС при передаче товаров на благотворительные цели

Минфин России опубликовал текст соответствующего законопроекта1.

В нем идет речь о таких документах, как:

  • договор или контракт (либо их копии) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи;
  • документы или их копии о подтверждении принятия на учет получателем товаров, имущественных прав, услуг, работ;
  • акты или другие документы (их копии), подтверждающие целевое использование в рамках благотворительной деятельности полученных товаров, имущественных прав, услуг, работ.

На основании подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса передача товаров (за исключением подакцизных), имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности освобождается от НДС. Отметим, что цели благотворительности перечислены в ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Например, согласно данной норме благотворительная деятельность может осуществляться в целях охраны окружающей среды и защиты животных. Однако перечень документов, подтверждающих право на освобождение от НДС, в настоящее время не установлен.

Согласно информации из сводного отчета к документу из-за этого инспекции отказывают юрлицам и ИП в применении освобождения от НДС. Планируется, что документ вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по НДС. Публичное обсуждение законопроекта завершится 12 апреля.

Добавим, что суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме освобождаются от НДФЛ. Но только если такую помощь оказывает благотворительная организация, зарегистрированная в установленном порядке (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 марта 2019 г. № 03-04-05/15721).

______________________________

1 С текстом законопроекта «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении перечня документов, подтверждающих безвозмездную передачу товаров и имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/04-19/00090126).

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять