Доплата к пенсиям сельских vip-пенсионеров парализует работу местных администраций в Бурятии

Считанные недели остались до начала действия закона о новом исчислении пенсионного возраста, который должен существенно сократить расходы на пенсионеров и спасти глобальную экономику страны.

Между тем экономика крошечных поселений Бурятии вот-вот готова дать трещину, и проблема здесь вырисовывается не хуже, чем с Пенсионным фондом. В бурятских селах появились свои vip-пенсионеры, заявившие о праве на доплату к трудовой пенсии, которую по закону им обязан выплачивать бюджет поселения.

Спасти бюджет

Если вчитаться в исковое заявление Владимира Шестакова, поданное в Джидинский районный суд, то история представляется следующим образом. В 2012 году, когда он работал главой поселения, через совет местных депутатов Шестаков принял постановление, гарантирующее ему как муниципальному служащему доплату к трудовой пенсии. Зная, что в этом году ему исполняется 60 лет, Шестаков сам принес в администрацию поселения «Желтуринское» заявление, что в связи с грядущими расходами в бюджет на текущий год необходимо заложить дополнительные средства. Потрясенные односельчане начали рыться в документах и обнаружили решение 42 сессии второго созыва совета депутатов образца 2012 года, на которой действительно была установлена такая доплата.

Надо сказать, что средства в бюджет поселения на 2018 год были заложены, однако, когда пришла пора их выплачивать, выяснилось, что доплата для пенсионера больше, чем сама пенсия. Как сообщил на суде Владимир Шестаков, если установленная ему по старости пенсия составляет 10 тыс. рублей, то ежемесячная доплата — 11382 рубля 65 копеек. Для сравнения: весь фонд заработной платы СП «Желтуринское» не превышает 60 тыс. рублей, а если убрать налоги, то и того меньше. К примеру, если завтра к Владимиру Шестакову вздумает присоединиться хотя бы еще один такой же бывший муниципальный работник-пенсионер, то Желтуринскую администрацию можно смело распускать по домам, а на контору повесить замок.

Рассудив, что надо что-то предпринимать, в администрации была созвана комиссия, которая не отменила, но ужесточила требования к местным vip-пенсионерам. Если в положении о порядке установления доплаты к пенсиям работников сельской администрации требовался стаж не менее 5 лет, то с мая 2018 года комиссия установила стаж не менее 15 лет, отказав таким образом Владимиру Шестакову в доплате.

Первый блин комом

Возмущенный подобным поворотом событий, Владимир Шестаков обратился в районный суд с требованием признать решение поселковой комиссии незаконным. По его словам, в 2012 году точно такие же решения были приняты во всех поселениях Джидинского района, и многие бывшие главы, вышедшие на пенсию, уже получают свои доплаты. Разбирательства осложнились тем обстоятельством, что поскольку иск носил характер административного производства, материалы были направлены в Верховный суд Бурятии, а там потребовали в процесс юриста.

В суде разъяснили, что, согласно новым требованиям Кодекса об административном судопроизводстве, представлять интересы поселения в суде может только юрист, имеющий высшее юридическое образование. Поскольку никакого юриста за неимением денег в поселении в последние несколько десятков лет не было, администрации пришлось заняться и этой проблемой.

Наконец, на прошлой неделе Верховный суд Бурятии вынес решение признать резолюцию комиссии об изменении стажа муниципальной службы с 5 до 15 лет незаконной. Напрасно представитель поселения взывал к тому, что бюджет не располагает финансовыми возможностями осуществлять доплату к пенсии бывших глав. Что на селе нет ни одного предприятия, производства или хотя бы мало-мальски работающего фермера, а из социальных учреждений остались только школа, детсад и библиотека.

Одно дело каждый год изыскивать из республиканской казны 260 млн рублей для доплаты к пенсиям бывших депутатов Народного Хурала и членов правительства Бурятии, что есть хоть и значительная сумма, но при прочих бюджетных показателях не критичная. Совсем другое — крошечный бюджет крошечного поселения, где появление даже одного vip-пенсионера способно парализовать работу всей администрации.

Доплата как спасательный круг

Несмотря на то, что решение комиссии судом было отменено, а значит, доплаты к трудовой пенсии бывшего сельского главы Владимира Шестакова возобновлены, нынешняя глава поселения Галина Сухарева сдаваться не собирается. Причем никто не спорит с тем, что сами по себе доплаты к пенсиям муниципальных служащих — вещь хорошая, а где-то, может, даже и вынужденная. То, что должность главы поселения есть сегодня работа чрезвычайно сложная, ответственная и связанная со множеством издержек, а потому нуждается в подобного рода социальных гарантиях, наверное, правильно.

Ни для кого не секрет, что зачастую на селе сегодня вообще нет желающих следить за документооборотом, исполнять инструкции и указы, а пуще того — вести лишенных доходов, работы и элементарных благ цивилизации односельчан к светлому будущему. Ситуация такова, что провести выборы глав поселений тоже проблема из проблем, потому как желающих нет. В иных районах приходится специально уговаривать более-менее подходящие кадры выдвинуться на пост главы, где нулевой бюджет, гора проблем и тотальная беспросветность. Даже избравшись главой и столкнувшись с реальной работой, немало таких глав, кто уходит в запой, налагает на себя руки, просто ничего не делает или готов в любую минуту сбежать от происходящего в деревне хоть на край света. Наверняка единственное, что может удержать человека в эту минуту, так это мысль о гарантированном бутерброде с маслом в старости (читай — доплате к пенсии).

Другой вопрос, что если какие-то поселения сегодня еще могут вытянуть доплату к пенсии одного бывшего руководителя, то не факт, что они смогут это делать завтра. Кто-то, как сельское поселение «Желтуринское», попробовал увеличить для кандидатов в счастливую старость стаж муниципальной службы. Кто-то пытается уменьшить сам размер доплаты. В любом случае щепетильная проблема назрела и требует решения. Закон гласит, что вопрос этот каждое поселение вправе решать самостоятельно, а вот насколько каждому удастся его решить — покажет время.

Комментарий зампрокурора республики Бурятия Дмитрия Хобракова:

— Иски бывших глав сельских поселений республики по поводу доплат к пенсиям в этом году рассматривались к администрациям сельских поселений «Желтуринское» и «Белоозерское», которые расположены в Джидинском районе. В 2017 году такие иски не заявлялись.

Основной и зачастую единственной причиной этих исков является недостаточность средств местного бюджета на исполнение данных расходных обязательств. Вместе с тем хотелось бы отметить, что полностью отменить доплаты к пенсиям выборным должностным лицам, уже получающим такие доплаты, поселения не вправе. Признание соответствующих решений представительных органов сельских поселений утратившими силу при отсутствии иной регламентации порядка осуществления доплаты к пенсии является незаконным. Но поскольку финансирование доплаты к пенсии указанных лиц осуществляется за счет собственных доходов соответствующих поселений, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии.

В этой связи необходимо отметить позицию Верховного суда Российской Федерации, выраженную в определении от 28.06.2017 №73-АПГ17-1 по делу о признании недействующими пункта 5 статьи 1 и статьи 1.1 закона Республики Бурятия от 17.12.2015 №1567-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия в связи с принятием закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2016 год». Верховный суд РФ пришел к выводу о том, что ежемесячные доплаты к страховой пенсии, установленные законом Республики Бурятия от 29.09.2001 №808-II, являются дополнительной социальной гарантией, которую субъект РФ вправе реализовать лишь при условии надлежащего финансирования из бюджета республики, в связи с чем законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только устанавливать, но и в последующем изменять порядок, условия, размеры таких выплат, а временное изменение правового регулирования выплаты ежемесячных доплат, продиктованное финансовыми возможностями, нельзя квалифицировать как произвольный отказ регионального законодателя от исполнения принятых на себя ранее публично-правовых обязательств.

Если говорить о порядке установления доплат к пенсиям выборных лиц, в том числе о периоде замещения должности, то он определяется представительным органом соответствующего муниципального образования. На региональном уровне закреплены основные критерии этого порядка, к которым относятся: замещение выборной должности на постоянной основе не менее трех лет, освобождение от такой должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев, связанных с виновными действиями (бездействием).

В суде по иску Шестакова к администрации сельского поселения «Желтуринское» рассматривался также вопрос необходимости публикации нормативных правовых актов. Действительно, действующее законодательство определяет, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании. Однако в случае, когда по объективным причинам (например, малая численность жителей, особенности расположения муниципального образования и т.п.) опубликование муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации не осуществляется (исключая случаи, когда федеральным законом установлено требование именно об официальном опубликовании принятых правовых актов), для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов поселения вправе использовать общедоступные места либо публиковать акты в сетевом издании (сайт в сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации).