18.04.2024

Предложение назначить замруководителя СКР на должность генпрокурора

20 января Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова на должность Генерального прокурора РФ. Юрий Чайка, в свою очередь, «освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу».

Адвокаты по-разному оценили предлагаемую ротацию. Двое восприняли ее с оптимизмом, отметив, что необходимость изменений обсуждалась давно, и выразили надежду, что кадровые перестановки положительно повлияют на систему. Третий не усмотрел в этом назначении чего-либо нелогичного или ограничений, предусмотренных законом.

Четвертый, напротив, выразил опасение, что Игорь Краснов придет в генпрокуратуру с собственным пониманием того, как должны расследоваться дела, а не как это предусмотрено уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Президент ФПА Юрий Пилипенко подчеркнул, что с назначением нового главы генпрокуратуры адвокатура рассчитывает на большее профессиональное взаимодействие с надзорным органом.

Игорь Краснов работал в органах прокуратуры с 1997 г., на должности следователя – с 2006 г. Являлся старшим следователем по особо важным делам при первом заместителе Генпрокурора РФ – председателе Следственного комитета при прокуратуре РФ Александре Бастрыкине.

По данным СМИ, вопросы об освобождении Юрия Чайки от должности и назначении нового генпрокурора Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрит 21 января.

Комментируя «АГ» ротацию, старший партнер АБ «ЗКС» Андрей Гривцов отметил, что необходимость перемен в кадровом составе генпрокуратуры обсуждалась давно. «Думается, кандидатуру Игоря Краснова как претендента на пост генпрокурора мало кто рассматривал, – пояснил адвокат. – Тем не менее я с определенной долей оптимизма смотрю на его возможное назначение. Игорь Краснов человек молодой, долгое время работал следователем, и отзывы, которые я о нем слышал как о профессионале, положительные».

Что касается возможных изменений уголовной политики в целом, обусловленных сменой генпрокурора, то их, как полагает Андрей Гривцов, не последует. «Такие изменения определяются на более высоком уровне, – резюмировал он. – В любом случае нас ожидают интересные времена, так как за этим последует много изменений – как минимум, в кадровом составе прокуратуры. А любые кадровые изменения в нынешней ситуации – это неплохо: новым кадрам необходимо будет зарекомендовать себя, и они, надеюсь, будут лучше рассматривать наши жалобы».

Управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов также отметил, что инициативы по усилению полномочий прокуратуры, прежде всего по надзору за предварительным расследованием, обсуждаются давно, и актуальность проблематики только усиливается. «Разобщенность – прежде всего, комитетского следствия и прокурорского надзора, – очевидна, – пояснил он. – Невозможность осуществления должного прокурорского надзора на ранних стадиях расследования зачастую приводит формальному отношению представителей прокуратуры к исполнению своих функций и на последующих стадиях судопроизводства. В итоге на допущенные следствием нарушения закона прокуроры просто “закрывают глаза”. Все это влечет деформацию правосознания не только у конкретных правоприменителей, но и в отношении всей системы отечественного судопроизводства».

По мнению Игоря Бушманова, возможно, именно логикой необходимости исправления таких системных ошибок уголовного судопроизводства, в том числе путем последующего наделения прокуратуры хотя бы прежними правами в этой сфере и для их последующей полноценной реализации, руководствовался президент, делая подобный кадровый выбор. «Не секрет, что “костяк” СКР составляют в основном бывшие сотрудники прокуратуры. Я не исключаю, что из прокурорской среды, возможно, стоит ожидать и назначения нового главы следственного ведомства», – полагает адвокат.

Приведет ли подобная «рокировка» к нормализации ситуации во взаимоотношениях ведомств и улучшению защищенности граждан, попавших в «жернова» судопроизводства, добавил Игорь Бушманов, прогнозировать сложно. Однако любые кадровые изменения, считает он, дают возможность «прилива новой крови» в систему, что тоже неплохо и может привести хотя бы к временным положительным сдвигам. «Будем, конечно, надеяться на лучшее и пожелаем новому генпрокурору не забывать, что максимальная защита прав граждан должна быть первостепенной и не формальной задачей прокуратуры», – резюмировал адвокат.

Адвокат АП Белгородской области Борис Золотухин отнесся к возможному назначению Игоря Краснова на пост генпрокурора критически. «Возглавлять орган, являющийся надзорным по отношению к следствию в уголовном процессе и который все-таки отвечает за поддержание обвинения, будет следователь, чьи профессиональные позиции сформировались в рамках СКР под руководством Александра Бастрыкина», – пояснил он. Адвокат также выразил опасение, что Игорь Краснов придет в генпрокуратуру с собственным пониманием того, как должны расследоваться дела, а не как это предусмотрено уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

По мнению адвоката КА «Московская городская коллегия адвокатов» Павла Гейко, каких- либо ограничений, касающихся назначения на пост главы генпрокуратуры представителя следственного комитета, законодательство не содержит. «Также не вижу в этом чего-либо нелогичного или иных препятствий, – пояснил он. – Практика назначения на различные государственные должности кандидатов из других ведомств широко распространена в России, тем более из ведомств функционально, как СКР и генпрокуратура, тесно связанных между собой».

Адвокат полагает, что ожидать каких-либо последствий для правоприменительной практики из самого факта назначения представителя СКР на прокурорскую должность не стоит. «Возможно, новый генпрокурор, как бывший сотрудник СКР, может проявлять некоторое особое отношение в поднадзорному следственному органу, но рассматривать это в ключе необоснованного представления преференций для СК, думаю, не стоит, – добавил он. – Напротив, он, полагаю, будет заинтересован в усилении полномочий прокуратуры в сфере надзора за следствием, которые некоторое время назад, в момент образования СКР, перешли к последнему от прокуратуры».

Как отметил президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко, Игорь Краснов известен адвокатам как жесткий и бескомпромиссный профессионал, относящийся с большим уважением к закону, нежели к начальству.

«Нынешняя компетенция генпрокуратуры может показаться недостаточной для жизненного опыта и личных качеств Игоря Краснова, что может привести к ее расширению в недалеком будущем, – пояснил Юрий Пилипенко. – Хотелось бы большего профессионального взаимодействия, и мы на него рассчитываем. Юрий Чайка – уже как бы часть нынешней правоприменительной системы. Его опыт может быть полезен во многих сферах, но понятно, что это не Министерство юстиции РФ, где он уже был министром».

Президент ФПА добавил, что бывшему генпрокурору, к сожалению, не удалось, вернуть в компетенцию ведомства часть тех полномочий, которые были бы не лишними. «Сейчас эта задача, по всей видимости, будет у нового руководителя», – заключил он.

Статья взята с сайта Адвокатская газета

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *