29.03.2024

Лекарственные патенты без согласия правообладателей

22 ноября Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект № 842633-7 о возможности использования им объектов патентных прав без согласия патентообладателя в ряде экстренных случаев.

По мнению одного из экспертов «АГ», поправки окажут положительное влияние на ценообразование и на обеспечение конкуренции на рынке фармацевтической промышленности. Другая заметила, что принятие проекта благотворно повлияет на доступ российских потребителей к жизненно важным иностранным медикаментам и изделиям, однако повлечет волну негодования патентообладателей, преследующих коммерческие интересы. Третий обратил внимание на то, что предполагается существование общей методики определения размера компенсации, которая будет утверждаться Правительством РФ.

Законопроект предлагает новую редакцию ст. 1360 ГК РФ, согласно которой в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности (включая охрану жизни и здоровья граждан), Правительство РФ вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец без согласия патентообладателя. При этом патентообладатель будет уведомлен об этом в кратчайший срок, а также получит соразмерную компенсацию. Методика определения размера такой компенсации и порядок ее выплаты будут утверждаться российским правительством.

Как следует из пояснительной записки, возможность принудительного воздействия государства на недобросовестного правообладателя предусмотрена международными актами. «Проектируемые в ст. 1360 ГК РФ изменения создают возможность оперативно восполнить отсутствие или недостаток в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, которые необходимы для жизни и здоровья населения», – полагают разработчики проекта. По их мнению, поправки не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.

Юрист юридической фирмы INTELLECT Анастасия Герман полагает, что поправки представляют собой ранее известный, но особый механизм использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в государственных интересах. «С одной стороны, такое использование не входит в перечень действий, не являющихся нарушением исключительного права (ст. 1359 ГК РФ), а с другой стороны, не подходит под случаи принудительного лицензирования (ст. 1362 ГК РФ)», – отметила она.

Эксперт считает, что предлагаемое законопроектом использование, в отличие от действующей редакции ст. 1360 ГК РФ, ограничивается, во-первых, случаями крайней необходимости. Во-вторых, эти случаи планируется также связать с охраной жизни и здоровья граждан помимо уже закрепленной возможности использования объектов интеллектуальной собственности в целях обеспечения обороны и безопасности государства. «Такие изменения преследуют вполне конкретную цель – восполнять отсутствие или недостаток лекарств, медицинских изделий, производимых иностранными фармацевтическими компаниями, не желающими выдавать лицензии российским производителям. Нововведение, безусловно, благотворно повлияет на доступ российских потребителей к жизненно важным иностранным медикаментам и изделиям, однако повлечет волну негодования патентообладателей, преследующих коммерческие интересы. Их вряд ли удовлетворят условия Правительства РФ, на которых будет определяться та сама “соразмерная компенсация”, ведь часто она существенно занижена и не компенсирует расходы правообладателей на производство и поставку лекарств и медицинских изделий», – предположила Анастасия Герман.

Юрист добавила, что из текста законопроекта пока нельзя понять, кто будет конечным субъектом закрепляемого предлагаемой нормой права использования объектов патентной охраны: «Будет ли это исключительно само Правительство РФ или какие-либо компании с государственным участием в его лице, либо же обратиться за получением разрешения сможет любое заинтересованное в использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца лицо?» По словам юриста, последний случай, по сути, предлагает альтернативу предусмотренному ст. 1362 ГК РФ принудительному лицензированию: заинтересованные лица смогут выбрать из двух сосуществующих норм.

«Однако возможны и другие сценарии. Нужно ли будет заинтересованному в использовании объектов патентной охраны лицу сначала обратиться в суд к патентообладателю в порядке ст. 1362 ГК РФ и лишь при отказе в удовлетворении требований о принудительном лицензировании обращаться в Правительство РФ за получением разрешения на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия правообладателя? Или же такое разрешение можно получать сразу напрямую в Правительстве РФ, не прибегая к судебному спору о принудительном лицензировании, что представляется крайне коррупциогенным вариантом. Полагаю, что ответы на эти вопросы требуют закрепления как минимум в подзаконном акте правительства», – подытожила Анастасия Герман.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али назвал интересным то, что законопроект предполагает существование некой общей методики определения размера компенсации, которая будет утверждаться Правительством РФ. «Для сравнения: сейчас размер компенсации определяется ad hoc, разработка общей методики определения компенсации в любом случае будет непростой задачей, ведь применение ст. 1360 ГК РФ должно осуществляться лишь в экстраординарных случаях. Следовательно, будет крайне сложно предугадать все вышеуказанные случаи и сразу же придумать, как считать соразмерную для них компенсацию», – отметил он.

В связи с этим эксперт выразил надежду на то, что методика правительства будет достаточно общей и в большей степени предполагать некие общие ориентиры для определения компенсации (такие, как длительность и объем использования). «В противном случае есть риск, что компенсация окажется несправедливой и далекой от реальности», – предостерег он. Максим Али добавил, что ст. 1360 ГК РФ до сих пор остается неким резервным инструментом в руках государства и фактически не применяется. «Если ситуация изменится, то вполне возможно, что методика расчета компенсации и порядок ее выплаты будут обжалованы в суде, где итоговый размер компенсации и может быть проверен на предмет его соразмерности», – резюмировал эксперт.

Руководитель группы практики антимонопольного регулирования юридической фирмы ART DE LEX Анна Большакова считает, что рассматриваемый законопроект будет являться рычагом воздействия на рынок лекарственных препаратов со стороны Правительства РФ и третьих лиц. «Отечественные производители лекарственных препаратов смогут в принудительном порядке получать у иностранных компаний право на производство товаров, необходимых для охраны жизни и здоровья граждан. Однако под критерий “охрана жизни и здоровья граждан / обеспечения обороны и безопасности” может подпадать не только производство лекарственных препаратов, но и производство товаров для нужд оборонной промышленности. Этот фактор может оказать в будущем существенное влияние на иные товарные рынки в РФ и изменить правила и порядок обращения товаров на них», – полагает она.

По словам эксперта, принятие поправок окажет положительное влияние на ценообразование и на обеспечение конкуренции на рынке фармацевтической промышленности. Ведь законопроект предусматривает фактическое внедрение существенного рычага влияния на правообладателей патентов, который позволит осуществлять государству реагирование фактически и при завышении стоимости товаров, и при попытке монополизации рынка. «С другой стороны, на данный момент методика определения размера компенсации и порядок ее выплаты еще не разработаны. Сложно однозначно сказать, будет ли данная компенсация соразмерной для патентообладателей, так как у них имеются и свои издержки, связанные с разработкой данных лекарств», – отметила Анна Большакова.

Статья взята с сайта Адвокатская газета

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *