Увеличение пенсионного возраста

В июне 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев впервые объявил о повышении пенсионного возраста в России. Согласно проекту пенсионной реформы, подготовленному Правительством под руководством Медведева, после переходного периода, который начнется уже в 2019 году, пенсионный возраст будет составлять 65 лет для мужчин и 63 года для женщин (сейчас составляют соответственно 60 и 55 лет). При этом все предлагаемые изменения будут проводиться не сразу «в один день», а с учетом продолжительного переходного периода — в течение 10 лет для мужчин (к 2028 году) и 16 лет для женщин (к 2034 году). Соответствующий законопроект был принят в первом чтении 19 июля в Госдуме.

29 августа 2018 г. Владимир Путин в телеобращении к гражданам РФ заявил о своих предложениях по смягчению пенсионных изменений, в частности:

  1. Снизить возраст для женщин с 63 до 60 лет (т.е. увеличить относительно старого закона на 5 лет, а не на 8).
  2. Для граждан, которые должны были выйти на пенсию в первые 2 года действия нового закона (т.е. в 2019-2020 гг.), снизить возраст на 6 месяцев относительно значений, которые предложены законопроектом Правительства.

Президент поручил Правительству проработать эти предложения и подготовить поправку ко второму чтению законопроекта в Госдуме. Пока никаких официальных документов согласно заявлению В.Путина не опубликовано, будут ли приняты такие поправки или нет — выяснится в ходе второго чтения в Госдуме (осенью 2018 г.)

Таблица значений пенсионного возраста в таком случае будет выглядеть следующим образом:

Таблица повышения пенсионного возраста в России по годам рождения с 2019 года

Год рождения Новый пенсионный возраст, лет В каком году выйдут на пенсию
Мужчины 1959 60,5 2019 и 2020
1960 61,5 2021 и 2022
1961 63 2024
1962 64 2026
1963 65 лет 2028 г.
Женщины 1964 55,5 2019 и 2020
1965 56,5 2021 и 2022
1966 58 2024
1967 59 2026
1968 60 лет 2028 г.

Согласно графику, который скорректирован с учетом предложений Владимира Путина в 2019 году на пенсию выйдут мужчины и женщины, которым 60 и 55 лет исполняется в первой половине года (мужчины 1959 и женщины 1964 года рождения) — им придется отработать на полгода больше (соответственно 60,5 год и 55,5 лет). Тем, кому 60 и 55 исполняется во втором полугодии 2019 года, оформят выплаты в первой половине 2020 г. (через полгода после 60 и 50-летия).

Отмечается, что предлагаемые Правительством изменения позволят в будущем увеличивать средний размер пенсий российским пенсионерам выше темпов инфляции (в среднем ежегодно на 1 тыс. рублей). Благодаря этому будет выполняться поставленная Президентом задача по повышению уровня доходов пенсионеров темпами, превышающими уровень инфляции.

В связи с повышением пенсионного возраста также предлагается изменить сроки выхода на социальную пенсию по старости для тех граждан, которые к моменту достижения соответственно 65 и 60 лет не смогут выйти на обычную трудовую пенсию из-за того, что они не набрали достаточного количества пенсионных баллов и страхового стажа — предлагается повысить этот возраст до 70 лет для мужчин и до 65 лет для женщин (сейчас социальную пенсию по старости можно оформить мужчинам при достижении 65 лет и женщинам после 60 лет).

Пока предложения Президента еще не представлены в виде поправки к законопроекту, поэтому Госдумой рассматривался только первоначальный текст законопроекта, предложенный Правительством. Соответствующий законопроект № 489161-7 был внесен на рассмотрение в Госдуму 16 июня 2018 года. Депутатами он был рассмотрен и принят в первом чтении 19 июля, а окончательное принятие с учетом возможных поправок планируется осенью 2018 года. С текстом подготовленного Правительством проекта закона о повышении пенсионного возраста с 2019 года можно ознакомиться ниже:

Указ о повышении пенсионного возраста в России в 2018 году

Новый закон о пенсионном возрасте в России в 2018 году (законопроект)

Необходимость очередной пенсионной реформы Правительство обосновывает тем, что существующие сейчас сроки выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были приняты еще во времена СССР (в 1932 году), что не соответствует текущей ситуации в стране: существенно изменились условия трудовой деятельности, продолжительность активной жизненной фазы и продолжительность жизни россиян и т.п.

Сэкономленные в результате повышения пенсионного возраста бюджетные средства, по данным издания «Коммерсантъ», могут быть направлены на реализацию нового майского указа Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

«При повышении пенсионного возраста на пять лет с 2019 года в жесткой версии большая часть нацпроектов будет оплачена этой экономией».

— Газета «Коммерсантъ» № 81 от 15.05.2018

Дело в том, что для выполнения целей долгосрочных проектов национального развития России потребуется перераспределение расходов, а также привлечение в федеральный бюджет дополнительных денежных средств. На фоне этой задачи, поставленной Президентом в мае 2018 года, Правительство и вернулось в очередной раз к вопросу пенсионной реформы в РФ, в основе которой лежит повышение возраста граждан, при достижении которого они имеют право получать пенсию по старости.

За и против увеличения пенсионного возраста в России

Обсуждение вопросов, касающихся изменений в пенсионной системе, так или иначе происходит регулярно. Даже сам Президент Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости увеличения пенсионного возраста, которое должно нести постепенный характер.

Объективные причины для этого есть. Так, по данным Росстата, установленные сейчас значения пенсионного возраста (согласно ч. 1 ст. 8 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ составляют 55 лет для женщин и 60 лет у мужчин) основаны на устаревших показателях продолжительности жизни россиян — а именно, на данных 1926-1927 годов (см. таблицу).

Показатели по данным Росстата Продолжительность жизни, лет
женщины мужчины
1926-1927 года 45,6 40,2
Прогноз на 2018 год 72,9 лет
План на 2024 год 78 лет

Специалисты отмечают, что к 2030 году доля нетрудоспособного населения старше пенсионного возраста увеличится на 2,8% по сравнению с 2018 годом (с 38023,9 тыс. чел. до 41386,4 тыс. чел.). В свою очередь, доля трудоспособного населения снизится на 1,7%.

Однако против повышения возраста выхода на пенсию доводов гораздо больше. Прежде всего, повышение пенсионного возраста может создать риски безработицы среди молодежи и работников старшего возраста, что повлияет на уровень бедности и снижение зарплат в РФ. К тому же, это изменение может вызвать увеличение числа оформлений пенсий по инвалидности (50% россиян в возрасте 60 лет имеют заболевания, по которым они могут оформить пенсию).

От трех «оппозиционных» парламентских партий («Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) также поступили заявления о несогласии с предлагаемыми Правительством изменениями, поэтому они будут голосовать против принятия соответствующего закона. Депутаты Госдумы от партии КПРФ 15 мая 2018 года даже внесли законопроект № 466379-7, который предполагает мораторий на повышение пенсионного возраста до 1 января 2030 года.

Эксперты РАНХиГС разработали свою концепцию реформы пенсионной системы РФ, вообще исключающую необходимость повышения пенсионного возраста при условии увеличения финансирования ПФР из федерального бюджета и повышения ставки страховых взносов на 5 процентных пунктов (тем самым увеличив налоговую нагрузку на работодателей).

Если же остановиться именно на повышении пенсионного возраста, то в РАНХиГС считают оптимальным вариантом провести реформу по следующему сценарию:

  • повысить возраст выхода на пенсию:
    • до 60 лет для женщин (то есть, на 5 лет);
    • до 63 лет для мужчин (то есть, на 3 года);
  • делать это повышение плавно — на 3-6 месяцев в год.

Обсуждение предложенного Правительством законопроекта о повышении пенсионного возраста запланировано до осени 2018 года. До этого момента в проект реформы еще могут быть внесены необходимые изменения (сбор поправок к законопроекту продлится до 24 сентября). Какие замечания будут учтены Правительством и депутатами Госдумы — узнаем в ближайшее время.