Как в Европе повышают пенсионный возраст

Spread the love

Несмотря на все социальные достижения Европы, профсоюзам приходится быть начеку. На фото: декабрь 2017 года, акция протеста профобъединений Бельгии против планов повышения пенсионного возраста до 67 лет

НЕМЕЦКИЕ СЛОЖНОСТИ

В Германии пенсионный возраст — 64 года и для женщин, и для мужчин. На прошедших парламентских выборах в сентябре 2017 года фракция ХДС/ХСС высказывала определенные идеи по поводу увеличения пенсионного возраста, чему воспротивились их самые прямые соперники, а ныне — партнеры по коалиции из СДПГ. Сама СДПГ выступает за повышение размера пенсионных выплат — с нынешних 48% до 50% от утерянного заработка.

В ситуации старения населения страны ряд немецких экспертов предлагает выход: либо принять сразу 500 тыс. мигрантов, либо повысить пенсионный возраст до 70 лет. Есть также вариант повышения налогов, который явно неприятен для большинства жителей Германии. Кроме того, секретарь ХДС Питер Таубер успел заверить, что до 2021 года увеличения пенсионного возраста в стране не предвидится. Его коллега по партии, бывший министр финансов Вольфганг Шойбле, полагает, что планы повысить пенсионный возраст должны базироваться на расчетах продолжительности жизни немцев (сегодня — 79 лет). Впрочем, и относительно низкий уровень безработицы (3,7%) свидетельствует о том, что рынок труда вполне заполнен.

Объединение немецких профсоюзов (ОНП) выступает за то, чтобы увеличить взносы в фонд пенсионного страхования (со стороны как работодателей, так и работников), ведь, по мнению профсоюза, возраст выхода на пенсию и продолжительность работы в целом не влияют на размер пенсии. “Размер пенсии снижается, возраст выхода на пенсию возрастает. Любой, кто долгое время был безработным или никогда не зарабатывал много денег, будет чувствовать это до самой смерти”, — говорится в исследовании “Рабочий атлас”, подготовленном ОНП.

ПЕНСИОННЫЕ САГИ СКАНДИНАВИИ

Северная Европа в последние несколько лет отличилась реформами, которые встречали и похвалу, и критику.

Финляндия. В 2015 году в стране был принят закон о повышении пенсионного возраста и для мужчин, и для женщин. Потребность возникла по стандартным, в общем-то, для Евросоюза причинам: снижение уровня естественного прироста населения, сокращение численности трудоспособного населения, увеличение числа людей преклонного возраста. Реформу начали прорабатывать еще в 2005 году, когда люди официально уходили на пенсию в 59 лет.

Проект реформы удалось довести до ума — при участии правительства, органов местной власти и профсоюзов. Меры предусматривают постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2027 году, на три месяца каждый год, начиная с 2017-го, когда закон о пенсионной реформе вступил в силу. Работодателям и профсоюзам было трудно об этом договориться. Конфедерация финской промышленности (EK) призывала к отмене так называемого “туннеля безработицы” (когда человек был официально безработным до достижения пенсионного возраста), что позволяло более старым безработным плавно переходить на пенсию, без денежных потерь. Профсоюзная сторона хочет сохранить существующую систему. Впрочем, работодатели получили небольшой бонус — они могут не лишаться квалифицированного работника: после выхода на пенсию человек имеет право работать до 68-летнего возраста (и работодатель не имеет права насильно отправлять его на пенсию) — в таком случае человеку идет также небольшая надбавка к пенсии.

Финские профсоюзы восприняли реформу положительно. Бывший глава крупнейшего профобъединения страны SAK Лаури Лили высказался о реформе следующим образом: “Защита будущих пенсий нынешнего молодого поколения была ключевой целью SAK. Мы были в той же мере обеспокоены и тем, чтобы обеспечить достойный выход на пенсию для пожилых работников”.

Дания. Датская пенсионная система, финансируемая как за государственный, так и за частный счет, считалась одной из наиболее финансово устойчивых. Но в 2011 году правительство представило экономический план развития до 2020 года, предусматривающий, помимо прочего, постепенное повышение пенсионного возраста до 69 лет и сокращение программы поддержки раннего выхода на пенсию.

Это вызвало недовольство профобъединений. Так, лидер Конфедерации датских профсоюзов (LO) Лизетт Рисгаард заявила, что “правительство уже и не знает, как заставить людей продолжать работать”. Против повышения пенсионного возраста выступала и политическая оппозиция, настаивавшая на пересмотре обеспечения осужденных мигрантов, проживающих на территории Дании.

Норвегия. Норвежская пенсионная система была практически полностью изменена с начала 2000-х, но эффект начал проявляться только с 2011 года. Кроме изменения финансирования пенсионной системы были введены гибкие возможности выхода на пенсию: хотя возраст выхода был повышен до 67 лет, на ряде предприятий по договоренности с работодателем можно уйти в 62 года. Как и в Дании, реформа была обусловлена сокращением численности трудоспособного населения. В отличие от ФРГ, в Норвегии отсутствует четко обозначенный в законе размер пенсии в процентах от зарплаты — все зависит от ряда факторов (год рождения, место работы, вредность производства). В принципе, размер пенсионных выплат варьируется от 62 до 77% от последнего заработка.

Норвежские профсоюзы активно участвовали в проработке пенсионной реформы, поэтому резонанс вышел меньший, чем в Дании. Кроме того, профсоюзы, представлявшие на тот момент интересы людей, которые физически не имеют возможности продолжать работать после 62 лет, добились так называемых “дополнительных надбавок” — для тех, кто родился в период между 1960 и 1973 годами.

ТОРМОЖЕНИЯ И ОТКАТЫ

Франция также отметилась реформами в пенсионной сфере. Так, еще в 2010 году, в период президентства Николя Саркози, Национальное собрание Франции одобрило повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет.

Надо сказать, что попытка увеличить пенсионный возраст предпринималась еще в 1995 году премьер-министром Аленом Жюппе — и встретила протесты профсоюзов. Ряд французских экспертов видят возросшие возможности для правительства повысить пенсионный возраст в том, что крупнейшее французское профобъединение, Всеобщая конфедерация труда (CGT), утратило часть поддержки более умеренных рабочих, согласных идти на переговоры с правительством. Хотя это не помешало CGT в 2010 году вывести миллионы людей на улицы в знак протеста против реформы.

Эммануэль Макрон еще во время предвыборной кампании разбрасывался обещаниями провести изменения в пенсионной сфере. Наряду с другими крайне непопулярными мерами президент Франции объявил об обновлении многоуровневой пенсионной системы — тем не менее о повышении пенсионного возраста речи не идет. По мнению Макрона, снизить уровень безработицы (9,7%) это не поможет. Видимо, еще свежи в памяти многомиллионные протесты 2010 года.

А в Польше возникла любопытная ситуация “отката” пенсионной реформы. Предыдущее правительство в 2012 году ввело поэтапное увеличение пенсионного возраста: по плану, до 67 лет к 2020 году для мужчин и к 2040 году для женщин. Мотивацией для реформы послужили прогнозы демографического кризиса — и число пенсионеров в таком случае только увеличилось бы. Всепольский альянс профсоюзов (OPZZ) организовал ряд забастовок против нововведений.

На выборах в польский Сейм партия “Право и справедливость” пообещала отменить непопулярный среди граждан закон о повышении пенсионного возраста. Так и получилось. Нынешние власти во главе с Беатой Шидло решили вернуть все “как было”: 65 лет для мужчин и 60 для женщин. По словам Шидло, данный шаг “дает гражданам право выбора”. Проблема же, с точки зрения польских профсоюзов, кроется не в возрасте выхода на пенсию: неясно, достаточно ли возможностей для обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров. Речь идет не только о краткосрочной, но и о долгосрочной перспективе. Хотя, по данным местного фонда социального страхования (ZUS), сокращение пенсионного возраста экономике не навредит.

Впрочем, реформы в Польше встретили недовольство Еврокомиссии, и отчасти именно они привели к введению ограничительных мер в отношении страны со стороны ЕС.