23.04.2024

Прописка в коммунальной квартире

Многие граждане на территории РФ проживают в коммунальных квартирах. Подобная форма жилых помещений сохранилась со времен Советского Союза. Нанимателями комнат в коммуналках практически во всех случаях являются посторонние друг для друга люди.

Прописка в коммунальной квартире возможна для тех, кто проживает в ней на законных основаниях. Эта процедура проводится в соответствии с правилами, установленными российским законодательством.

Регистрация в коммуналке не дает гражданам права собственности, но позволяет пользоваться не только жилым помещением, но и общими площадями ‒ коридором, санузлом, кухней и пр. При увеличении числа зарегистрированных граждан в квартире повышаются коммунальные платежи.

Учет граждан в РФ

Прописка в коммунальной квартиреРегистрация для граждан, постоянно проживающих на территории РФ, является обязательной процедурой. Она позволяет получать некоторые привилегии и беспрепятственно пользоваться государственными услугами.

Прописка бывает двух видов ‒ постоянная и временная:

  • первый вид регистрации оформляется по месту постоянно проживания;
  • второй ‒ по месту временного пребывания.

Постоянная прописка действует неограниченный период времени, а временная ‒ только в течение ограниченного срока.

Регистрационный учет граждан в РФ требуется для того, чтобы соответствующие органы имели возможность отслеживать их перемещения по стране.

Отсутствие регистрации может повлечь за собой ответственность для жильца и собственника, предоставляющего ему помещение для проживания.

Законодательство

В 2019 году правила проведения регистрации, в том числе и в коммунальных квартирах, регулируются ПП РФ №713 и законом №5242-1.

Помимо этого, в отношении прописки действуют и некоторые положения Жилищного кодекса, а также Гражданского кодекса об общей собственности.

Прописка в коммунальной квартире

Регистрация в коммунальной квартире определяется статусом ее правообладателя. Коммуналки могут относиться как к частному, так и к муниципальному виду собственности.

В первом случае у квартиры имеется собственник, а во втором случае жильцы заселяются в помещение на основании договора соцнайма.

Если у коммуналки имеется владелец, то он может распоряжаться ей по собственному желанию, в том числе и проводить регистрации граждан, не приходящихся ему родственниками. В этом случае спрашивать разрешение на регистрацию других лиц от соседей не требуется.

Но есть исключение ‒ если жилье оформлено в долевую собственность, то потребуется разрешение от других владельцев.

С регистрацией в муниципальные коммунальные квартиры дела обстоят несколько сложнее. В этом случае потребуется получить согласие от:

  • других жильцов;
  • собственника помещения.

Муниципалитет, владеющий коммунальной квартирой, может отказать в регистрации по причине несоответствия нормативов площади помещения на одного человека.

Постоянная

Оформить постоянную регистрацию в жилье получится в том случае, если оно относится к частному виду собственности. Аналогичная ситуация и возникает, если у квартиры есть не один владелец.

В результате постоянной регистрации совершеннолетним гражданам ставится в паспорте штамп, а для несовершеннолетних выдается отдельный документ для подтверждения проведения процедуры.

Подать документы на постоянную прописку гражданин должен в течение 7 дней после въезда в жилье.

Временная

Если коммунальная квартира относится к муниципальному виду собственности, то в ней можно сделать временную регистрацию.

Временная регистрация не требует снятия с учета по месту основной прописки. Для оформления временной прописки в коммуналке потребуется получить разрешение от муниципалитета и других проживающих. Оформить такой вид прописки можно в течение 90 дней с момента заселения.

Собственник жилья предоставляет свое согласие в том случае, если соблюдается норма жилплощади на 1 зарегистрированного. Этот показатель зависит от региона и варьируется от 8 до 12 кв. метров.

Временная регистрация действует в течение того времени, пока действительно свидетельство о регистрации по месту пребывания. Этот период устанавливается по договоренности с собственником помещения. Срок временной прописки не может превышать 5 лет. После истечения периода действия свидетельства о регистрации по месту пребывания, такая прописка аннулируется автоматически.

И постоянную, и временную регистрацию граждан производит орган ФМС. Для этих двух видов прописки действуют схожие правила.

С долевой собственностью

У квартиры, находящейся в долевой собственности, есть несколько владельцев. При этом если в помещении прописывается новый жилец, потребуется согласие от всех собственников.

От лиц, зарегистрированных в помещении, но не являющихся собственниками, получать согласие не требуется.

В комнате

Если комната находится в частной собственности, то в ней можно прописывать кого угодно, в том числе и самого себя, заручившись согласием других владельцев (если они есть). При этом места общего пользования будут в равной степени принадлежать всем жильцам квартиры.

В муниципальной

В муниципальной квартире без особых проблем может зарегистрироваться наниматель, а также его родственники, которые указаны в договоре соцнайма. В этом случае при регистрации не потребуются дополнительные документы.

Родственников

В комнату, которая находится в собственности, можно прописать любого родственника без получения согласия от других лиц, за исключением прочих собственников этой же комнаты.

В муниципальном жилье упрощенный порядок регистрации распространяется только на супругов и детей нанимателя.

Если прописываются дальние родственники ‒ потребуется получить разрешение от муниципального органа.

Ребенка

Для регистрации детей в коммунальных квартах действует упрощенный порядок. В соответствии с законом, они должны быть зарегистрированы по месту прописки их родителей. Это же правило распространяется на регистрацию ребенка в коммунальной квартире при уменьшении метража на 1 человека.

После достижения 14-летнего возраста при регистрации ребенка прикладывается не свидетельство о рождении, а паспорт.

Иностранных граждан

Порядок регистрации иностранцев схож с порядком прописки граждан РФ. В этом случае иностранный гражданин также должен получить разрешение на прописку от муниципалитета и других граждан, зарегистрированных на той же территории.

Граждане иностранных государств могут оформить постоянную и временную регистрацию. Иностранцы, находящиеся на территории России на основании визы, могут оформить лишь временную прописку на период действия этого документа.

Вид на жительство позволяет гражданам пребывать в стране в течение неограниченного времени, но регистрация для них при этом обязательна.

Можно ли без согласия соседей?

Получать согласие от соседей не требуется, если регистрируемый гражданин приходится родственником нанимателю жилья. Согласие потребуется при регистрации постороннего человека.

Если родственник прописывается в муниципальное жилье, то в договор найма должны быть внесены изменения. Это связано с тем, что вновь зарегистрированные граждане с этого момента становятся нанимателями жилья вместе с тем лицом, на которое ранее оформлялся договор найма.

Порядок регистрации

Порядок проведения регистрации регулируется вышеупомянутым Постановлением Правительства №713.
Подать документы для оформления регистрации можно лично или отправить с третьим лицом на основании доверенности.

Куда подавать документы:

  • в ФМС;
  • в паспортный стол;
  • в МФЦ;
  • на портал Госуслуги.

Алгоритм оформления:

  1. Подготовка пакета документов.
  2. Подача бумаг в соответствующую инстанцию.
  3. Ожидание результата оказания услуги.
  4. Получение регистрации.

В соответствующей инстанции не могут отказать в приеме документов у гражданина.

Документы

Какие потребуются документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • договор найма помещения или свидетельство о собственности;
  • согласие от других зарегистрированных на этой же территории;
  • разрешение от муниципалитета.

В случае регистрации ребенка потребуется предоставить дополнительно его свидетельство о рождении и свидетельство о заключении брака родителей. Кроме того, в этом случае понадобятся родительские паспорта.

Несовершеннолетние дети прописываются по месту временной регистрации их родителей автоматически, без согласия собственника и других жильцов.

В уполномоченную на прием документов инстанцию заявитель предъявляет оригиналы документов и отдает копии. В случаях, когда потребуется предоставлять согласие от других зарегистрированных граждан ‒ они должны лично посетить отделение или предоставить нотариально заверенный документ о согласии.

Если какой-то из прописанных граждан отсутствует, то заявителю потребуется его дождаться или добиться выписки этого человека через суд.

Заявление

Заявление на прописку пишет сам человек, который желает зарегистрироваться. Форма этого документа ‒ печатная или письменная. В бумаге должна стоять подпись заявителя.

Какие есть нюансы для этого документа:

  1. Бумага имеет стандартную форму, в которой содержатся вопросы для заявителя ‒ он должен заполнить ответами оставленные пустые строчки.
  2. В бланке находятся 2 раздела: основной, который остается в органе ФМС, и отрезной, который нужен в случае, если гражданин не снялся с регистрационного учета по месту жительства.
  3. От лица несовершеннолетних могут подать заявление их законные представители. В таком случае в соответствующем разделе должны быть указаны сведения о них.
  4. В бланке должно содержаться наименование отделения, в которое подаются документы.
  5. В соответствующем разделе бланка должны содержаться сведения о документе, на основании которого производится регистрация. Заявитель может воспользоваться своим правом и не предоставлять копию договора соцнайма, а лишь указать в заявлении сведения из него. Но в этом случае срок регистрации может немного затянуться.

Сроки

Регистрация непосредственно в ФМС производится по истечению 3 дней после того, как заявитель предоставит документы. В случае регистрации через Госуслуги заявителя приглашают по истечению 3 дней с момента подачи бумаг посетить отделение ФМС для завершения процедуры.

Если документы подаются в ФМС через паспортный стол или МФЦ, период оформления прописки может затянуться до 8 дней. Это связано с тем, что документы передаются между инстанциями транспортными службами.

Почему могут отказать в регистрации?

Среди причин отказа в регистрации обычно выделяются следующие:

  1. Муниципалитет не предоставил свое согласие на процедуру вследствие того, что в коммунальной квартире не соблюдаются нормы жилплощади.
  2. Кто-то из зарегистрированных жильцов в коммуналке не дал своего согласия на прописку заявителя.
  3. Были выявлены несоответствия в предоставленных бумагах: к примеру, в них указан один собственник жилья, а на деле комната в коммуналке находится в социальном найме у другого человека.

Орган ФМС не вправе отказать в регистрации тем лицам, которые являются собственниками помещений. Такой отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Если заявитель предоставил все необходимые документы для регистрации в муниципальной квартире, и соблюдается норматив жилой площади на одного человека, но был получен отказ, такое решение тоже можно оспорить в суде.

В некоторых случаях суды встают на сторону истца, и регистрация после этого производится на основании судебного решения.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *