Ответственности за продажу спиртного без лицензии КоАП прямо не предусматривает, но содержит санкцию за оборот спиртного без разрешения. Розничная же продажа законом определена как один из элементов оборота. Положения ч. 3 ст. 14.17 КоАП за незаконный оборот алкогольной продукции предусматривают наложения штрафа, дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности организации. В качестве дополнительного наказания может быть применена также конфискация указанной продукции.
Продажа алкоголя без лицензии является административным правонарушением и, соответственно, влечет административное наказание. Однако в КоАП РФ прямо не поименовано такое нарушение, как продажа алкоголя без разрешительных документов.
Положения ч. 3 ст. 14.17 КоАП предусматривают административные санкции исключительно за безлицензионное производство и оборот спиртного. Розничная же продажа алкоголя, в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 2 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, является элементом такого оборота.
Одним из видов разрешений на оборот алкоголя, согласно п. 2 ст. 18 ФЗ № 171, является лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Следовательно, отсутствие лицензии на оборот (в том числе производство, продажу) спиртных напитков считается правонарушением и влечет соответствующую ответственность.
Такая позиция подтверждается разъяснениями высших судебных органов. В частности, Пленум Высшего арбитражного суда РФ в п. 14 постановления «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона…» от 11.07.2014 № 47 указывает на необходимость применения ч. 3 ст. 14.17 КоАП при привлечении к ответственности за продажу алкоголя без лицензии.
Какой штраф установлен за торговлю алкогольной продукцией без разрешения, существуют ли иные санкции
КоАП в ст. 14.17 устанавливает, какой штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть возложен на должностное (ИП в административном праве приравниваются к должностным лицам) или юридическое лицо и какие еще санкции могут быть к ним применены. Размер штрафа для должностных лиц установлен в абсолютных цифрах и варьируется от 500 тыс. до 1 млн руб.
В отношении же юридических лиц штраф за торговлю алкогольной продукцией без лицензии назначается по следующим правилам:
- Его минимальный размер составляет 3 млн руб., максимальный — 1/5 совокупной выручки от всех реализуемых организацией товаров.
- Во внимание принимается выручка, полученная в календарном году, который предшествовал году привлечения организации к административной ответственности.
- Если деятельность по продаже товаров компанией в предыдущем году не осуществлялась, то расчет размера штрафа производится исходя из совокупной выручки, полученной в текущем календарном году до момента совершения проступка.
Помимо денежных взысканий к нарушителям могут применяться и другие санкции:
- дисквалификация должностного лица, допустившего правонарушение, на срок от 2 до 3 лет;
- административное приостановление деятельности организации на 60–90 дней;
- конфискация товара, оборудования и иных предметов, используемых для незаконной розничной реализации алкогольной продукции при отсутствии соответствующей лицензии.
При этом конфискация может быть применена лишь как дополнительное наказание, а не в качестве самостоятельного.
Судебная практика по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ
Практика рассмотрения судами дел о наложении штрафов за продажу алкоголя без лицензии весьма интересна. Она позволяет понять, как мыслят судьи при рассмотрении дел данной категории и чего можно ждать в случае возникновения неприятной ситуации привлечения к административной ответственности.
Например, практический интерес представляет привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП организации, имеющей лицензию, в период приостановления действия последней. Такой вопрос разрешался, в частности, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.09.2018 № Ф01-3882/2018 по делу № А31-7433/2017, которое было оставлено в силе судьей вышестоящей инстанции.
Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения в связи с тем, что имеющаяся лицензия была приостановлена выдавшим ее органом. При этом суд также указал, что конфискация является дополнительной санкцией и применяется с учетом тяжести правонарушения. Поскольку же алкоголь не являлся контрафактным, судья счел возможным не применять конфискацию алкогольной продукции и возвратить ее владельцу.
Также изучение судебной практики позволяет установить, какие категории лиц могут быть подвергнуты наказанию по рассматриваемой статье в качестве должностных. Таковыми судьи признавали в том числе лиц, состоящих в трудовых отношениях с организацией (выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) либо индивидуальных предпринимателей, реализующих алкоголь в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Это подтверждается решениями Верховного суда Республики Коми по делу № 21-178/2014, Верховного суда Республики Бурятии от 23.06.2014 по делу № 21-80 и др. подобными актами.