15.10.2019

Размер штрафа, за отсутствие лицензии, на продажу алкоголя

Ответственности за продажу спиртного без лицензии КоАП прямо не предусматривает, но содержит санкцию за оборот спиртного без разрешения. Розничная же продажа законом определена как один из элементов оборота. Положения ч. 3 ст. 14.17 КоАП за незаконный оборот алкогольной продукции предусматривают наложения штрафа, дисквалификацию должностных лиц и административное приостановление деятельности организации. В качестве дополнительного наказания может быть применена также конфискация указанной продукции.

Продажа алкоголя без лицензии является административным правонарушением и, соответственно, влечет административное наказание. Однако в КоАП РФ прямо не поименовано такое нарушение, как продажа алкоголя без разрешительных документов.

Положения ч. 3 ст. 14.17 КоАП предусматривают административные санкции исключительно за безлицензионное производство и оборот спиртного. Розничная же продажа алкоголя, в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 2 закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ,  является элементом такого оборота.

Одним из видов разрешений на оборот алкоголя, согласно п. 2 ст. 18 ФЗ № 171, является лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Следовательно, отсутствие лицензии на оборот (в том числе производство, продажу) спиртных напитков считается правонарушением и влечет соответствующую ответственность.

Такая позиция подтверждается разъяснениями высших судебных органов. В частности, Пленум Высшего арбитражного суда РФ в п. 14 постановления «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона…» от 11.07.2014 № 47 указывает на необходимость применения ч. 3 ст. 14.17 КоАП при привлечении к ответственности за продажу алкоголя без лицензии.

Какой штраф установлен за торговлю алкогольной продукцией без разрешения, существуют ли иные санкции

КоАП в ст. 14.17 устанавливает, какой штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть возложен на должностное (ИП в административном праве приравниваются к должностным лицам) или юридическое лицо и какие еще санкции могут быть к ним применены. Размер штрафа для должностных лиц установлен в абсолютных цифрах и варьируется от 500 тыс. до 1 млн руб.

В отношении же юридических лиц штраф за торговлю алкогольной продукцией без лицензии назначается по следующим правилам:

  1. Его минимальный размер составляет 3 млн руб., максимальный — 1/5 совокупной выручки от всех реализуемых организацией товаров.
  2. Во внимание принимается выручка, полученная в календарном году, который предшествовал году привлечения организации к административной ответственности.
  3. Если деятельность по продаже товаров компанией в предыдущем году не осуществлялась, то расчет размера штрафа производится исходя из совокупной выручки, полученной в текущем календарном году до момента совершения проступка.

Помимо денежных взысканий к нарушителям могут применяться и другие санкции:

  • дисквалификация должностного лица, допустившего правонарушение, на срок от 2 до 3 лет;
  • административное приостановление деятельности организации на 60–90 дней;
  • конфискация товара, оборудования и иных предметов, используемых для незаконной розничной реализации алкогольной продукции при отсутствии соответствующей лицензии.

При этом конфискация может быть применена лишь как дополнительное наказание, а не в качестве самостоятельного.

Судебная практика по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ

Практика рассмотрения судами дел о наложении штрафов за продажу алкоголя без лицензии весьма интересна. Она позволяет понять, как мыслят судьи при рассмотрении дел данной категории и чего можно ждать в случае возникновения неприятной ситуации привлечения к административной ответственности.

Например, практический интерес представляет привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП организации, имеющей лицензию, в период приостановления действия последней. Такой вопрос разрешался, в частности, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.09.2018 № Ф01-3882/2018 по делу № А31-7433/2017, которое было оставлено в силе судьей вышестоящей инстанции.

Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения в связи с тем, что имеющаяся лицензия была приостановлена выдавшим ее органом. При этом суд также указал, что конфискация является дополнительной санкцией и применяется с учетом тяжести правонарушения. Поскольку же алкоголь не являлся контрафактным, судья счел возможным не применять конфискацию алкогольной продукции и возвратить ее владельцу.

Также изучение судебной практики позволяет установить, какие категории лиц могут быть подвергнуты наказанию по рассматриваемой статье в качестве должностных. Таковыми судьи признавали в том числе лиц, состоящих в трудовых отношениях с организацией (выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) либо индивидуальных предпринимателей, реализующих алкоголь в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Это подтверждается решениями Верховного суда Республики Коми по делу № 21-178/2014, Верховного суда Республики Бурятии от 23.06.2014 по делу № 21-80 и др. подобными актами.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять