Регистрация кассового аппарата

Spread the love

Регистрацию ККТ регулирует специальный Административный регламент, утвержденный приказом Минфина от 29.06.2012 № 94н. В приложении № 2 к этому регламенту приводится блок-схема предоставления государственной услуги по регистрации, перерегистрации и снятию с учета кассового аппарата. Блок-схема, представленная ниже, увеличивается по нажатию.

Регистрация кассового аппаратаИндивидуальные предприниматели регистрируют кассовый аппарат в налоговой инспекции по месту своей прописки, а организации – по юридическому адресу. Если кассовый аппарат будет находиться не по юридическому адресу организации, то придется создавать обособленное подразделение по месту торговли или оказания услуг, по этому адресу и будет проходить регистрация ККТ.

В случаях, когда у организации несколько обособленных подразделений (например, магазинов), подведомственных разным налоговым инспекциям, но находящихся в одном муниципальном образовании, все кассовые аппараты можно регистрировать в одной налоговой инспекции по выбору налогоплательщика.

Документы для регистрации ККТ подаются согласно перечню, приведенному в статье 25 Административного регламента:

  1. заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@);
  2. паспорт контрольно-кассовой техники;
  3. договор о технической поддержке, заключенный с поставщиком или центром технического обслуживания (ЦТО), уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели контрольно-кассовой техники.

Этот перечень является исчерпывающим, но на практике в налоговой инспекции могут дополнительно запросить еще ряд документов, например, таких как:

  • договор аренды помещения, где будет стоять кассовый аппарат, или свидетельство о регистрации права на помещение, если оно в собственности;
  • журнал кассира-операциониста по форме КМ-4;
  • журнал учета вызова технических специалистов по форме КМ-8;
  • документы, подтверждающие факт покупки кассового аппарата.

Эти требования можно оспаривать, но можно и захватить с собой эти документы. И, конечно, если кассовый аппарат регистрирует не лично индивидуальный предприниматель или руководитель организации, то понадобится доверенность на осуществление регистрационных действий. После принятия документов налоговый инспектор согласовывает дату, время и место осмотра кассового аппарата, и если он громоздкий, то вполне возможен выезд на место нахождения ККТ.

Осмотр и проверка кассового аппарата проводится работником налоговой инспекции в присутствии представителя налогоплательщика (ИП, руководитель организации или доверенное лицо) и специалиста ЦТО. Налоговый инспектор проверяет данные налогоплательщика, которые работник ЦТО вводит в кассовый аппарат. Кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, такие как ФИО индивидуального предпринимателя (наименование организации), ИНН, заводской номер аппарата, дату, время и стоимость покупки, порядковый номер чека.

Далее происходит фискализация кассового аппарата, то есть перевод его в фискальный режим работы. Сотрудник налоговой инспекции вводит специальный цифровой код, который защищает фискальную память от взлома, после чего специалист ЦТО устанавливает пломбу на кассовый аппарат. Налоговый инспектор должен убедиться в исправности ККТ, затем регистрирует аппарат в книге учета, делает отметки в паспорте и ученом талоне, заверяет журнал кассира-операциониста и выдает карточку регистрации ККТ. Кассовый аппарат готов к работе, и его можно эксплуатировать.

В каких случаях может потребоваться перерегистрация кассового аппарата?

Эти основания приводятся в п. 75 Административного регламента:

  • замена фискальной памяти или накопителя фискальной памяти (ЭКЛЗ);
  • смены адреса места установки кассового аппарата;
  • изменения ФИО индивидуального предпринимателя или наименования организации;
  • смены ЦТО.

Для перерегистрации ККТ надо обратиться в налоговую инспекцию, где стоит на учете кассовый аппарат, с заявлением по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@, паспортом ККТ и карточкой его регистрации. При замене ЭКЛЗ надо приложить к этим документам еще и заключение ЦТО (при наличии).

Перерегистрация ККТ производится при личном осмотре аппарата налоговым инспектором на предмет исправности, целостности корпуса, наличии пломб и знака «Сервисное обслуживание». Так же, как и при первичной регистрации, необходимо присутствие специалиста ЦТО и налогоплательщика. Отметки о перерегистрации вносятся в паспорт и учетный талон кассового аппарата.

План действий по регистрации кассового аппарата

  1. Выбрать кассовый аппарат из моделей, указанных в государственном реестре.
  2. Обратиться для приобретения ККТ к генеральному поставщику или в ЦТО.
  3. Подать документы на регистрацию в налоговую инспекцию по месту жительства ИП, по юридическому адресу организации или адресу обособленного подразделения (если кассовый аппарат будет находиться не по юрадресу ООО).
  4. Обеспечить осмотр и фискализацию регистрируемого кассового аппарата налоговым инспектором в присутствии специалиста ЦТО.
  5. Не забывать о необходимости перерегистрации ККТ при замене ЭКЛЗ и других, установленных законом, основаниях.

Каким должен быть кассовый аппарат?

С 1 февраля 2017 года прекращается постановка на учет кассовых аппаратов старого образца, не имеющего функций подключения к Интернету. До 1 июля 2017 года все продавцы, уже работающие с  ККТ, должны модернизировать свою технику, если это возможно, и пройти перерегистрацию в налоговой инспекции. Если имеющийся кассовый аппарат не допускает модернизации, то необходимо приобрести новую онлайн-кассу и поставить ее на учет. Требования к кассовому аппарату приводятся в статье 4 закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О ККТ».

Контрольно-кассовая техника должна:

  • иметь корпус с заводским номером;
  • внутри корпуса должны находиться часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (внутреннее или вне корпуса);
  • обеспечивать возможность установить фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме и их передачи оператору сразу после внесения данных в фискальный накопитель;
  • обеспечивать печать фискальных документов двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм);
  • принимать от оператора подтверждение получение данных или информацию об отсутствии такого подтверждения;
  • обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных и хранящихся в памяти в течение пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Приобретать новые кассовые аппараты можно только из реестра ККТ, опубликованного  на официальном сайте ФНС. Стоимость нового кассового аппарата с подключением к Интернету составляет в среднем от 25 до 45 тысяч рублей, тарифы на услуги операторов фискальных данных – от 3000 рублей в год.

С 2017 года штрафы за неприменение ККТ при наличных расчетах, использование кассового аппарата, не соответствующего установленным законом требованиям, а также за нарушение условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники составляют (статья 14.5 КоАП РФ):

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.

В каких случаях применяют кассовый аппарат?

Необходимость в обязательном порядке применять кассовый аппарат на территории РФ всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при проведении наличных денежных расчетов или с использованием платежных карт установлена статьей 2 федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ».

При этом часто можно наблюдать, как торговля или оказание услуг ведется без ККТ. Неужели все эти предприниматели нарушают закон? Нет, не нарушают, а просто знают о своем праве не применять в некоторых случаях кассовый аппарат при расчете наличными деньгами или платежной картой.

И возможностей таких несколько.

  1. До 1 июля 2018 года плательщики вмененного налога (организации и индивидуальные предприниматели), а также ИП, работающие на патентной системе налогообложения,имеют право принимать оплату наличными деньгами без использования кассового аппарата (статья 2.1 закона № 54-ФЗ). Если покупатель или клиент потребует для подтверждения факта оплаты документ, то взамен кассового чека надо выдать товарный чек или квитанцию.
  2. До 1 июля 2019 года могут не использовать кассовый аппарат организации и индивидуальные предприниматели, независимо от режима налогообложения, если они оказывают услуги населению (статья 2 закона № 54-ФЗ). При этом в обязательном порядке, а не по требованию клиента, надо выдавать бланк строгой отчетности (БСО). Порядок оформления и выдачи БСО приведен в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359. К примерам бланков строгой отчетности можно отнести транспортные билеты, квитанции, билеты в кино, абонементы, наряд-заказы, талоны, туристические и экскурсионные путевки и др.
  3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения могут производить расчеты наличными или платежными картами без применения кассового аппарата при осуществлении следующих видов деятельности:
  • продажи газет, журналов и сопутствующих товаров в специальных киосках, при этом доля продажи газет и журналов в их товарообороте должна составлять не менее 50 процентов, а ассортимент сопутствующих товаров должен быть утвержден органом местной власти;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • продажи ценных бумаг и лотерейных билетов;
  • обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (то есть, в детских садах и школах);
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;
  • организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, райцентров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом местной власти, и др.

Полный список таких видов деятельности смотрите в статье 3 закона № 54-ФЗ.

Важное новшество для Интернет-магазинов — с 1 июля 2018 года применять кассовые аппараты надо будет и в случаях онлайн-оплаты картой или через такие сервисы, как Яндекс Касса. В этом случае покупатель получает только электронный чек. Раньше такого требования не было.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *