15.10.2019

Бухгалтерский учет, при УСН

Бухгалтерский учет в РФ является обязательным только для юридических лиц. Так как практически все упрощенцы являются субъектами малого бизнеса, то они имеют право вести учет по простой схеме.

ИП формально не обязаны вести бухучет, если они отражают доходы и расходы для исчисления налогов. Однако многие из них ведут его в добровольном порядке. Это позволяет как повысить эффективность управления бизнесом, так и улучшить репутацию предпринимателя в глазах контрагентов и инвесторов.

Бухучет для упрощенца — юридического лица

Упрощенной системой налогообложения (УСН) могут пользоваться как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (ИП). Бухучет при УСН для них существенно отличается.

Все юридические лица, зарегистрированные в РФ, должны вести бухгалтерский учет. Это установлено п. 1 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

В п. 4 этой же статьи закона № 402-ФЗ указано, что некоторые организации имеют право на ведение бухучета по упрощенной схеме. В первую очередь речь идет о малых предприятиях. Также имеют право упростить свой учет некоммерческие организации и участники проекта «Сколково».

Дальше будет говорить именно о малом бизнесе как о наиболее многочисленной группе из упомянутых выше.

Критерии для отнесения компании к субъектам малого предпринимательства (ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ) и для перехода на УСН (ст. 346.12 НК РФ) во многом сходны.

Критерий Малый бизнес УСН
Состав учредителей доля государства, общественных организаций и фондов — не более 25%, доля других юридических лиц — не более 49% доля других юридических лиц — не более 25%
Выручка до 800 млн руб. в год не более 112,5 млн руб. за 9 месяцев для перехода и не более 150 млн руб. в год для подтверждения
Численность до 100 чел. до 100 чел.
Остаточная стоимость основных средств не ограничено до 150 млн руб.

Из таблицы видно, что требования к упрощенцам более жесткие, поэтому практически любое юридическое лицо на УСН можно отнести к представителям малого бизнеса. А значит, такая организация имеет право вести упрощенный бухучет. В чем его отличие от обычного, рассмотрим в следующем разделе.

Как самостоятельно выбрать вариант упрощенного учета

Регламент ведения упрощенного бухучета разработан Институтом профессиональных бухгалтеров РФ (ИПБ РФ) и согласован с Минфином РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13).

В зависимости от особенностей малого предприятия возможны следующие варианты его организации:

  1. С использованием двойной записи и учетных регистров. Данный вариант наиболее близок к стандартному бухучету. Отличие заключается в сокращении количества используемых счетов и в неприменении отдельных нормативных документов (например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»). Этот способ целесообразно использовать компаниям с разнообразными видами деятельности и большой номенклатурой продукции (услуг).
  2. Без применения регистров учета. В этом случае вся информация заносится в специальную книгу с использованием двойной записи. Данный вариант подходит для организаций, которые работают в какой-либо узкой области и осуществляют небольшое количество хозяйственных операций.
  3. Простой учет без двойной записи. Это наиболее упрощенный вариант учета. Операции при этом также регистрируются в книге, но двойная запись при этом не применяется. Такой вариант рекомендован для микропредприятий с выручкой до 120 млн руб. в год и численностью до 15 человек.

Бухгалтерская отчетность при упрощенном ведении учета обычно состоит из двух форм: баланса и отчета о финансовых результатах. Эти документы также представляются в сокращенном формате, с укрупнением показателей по строкам.

Нужна ли бухгалтерия предпринимателю?

Действующее законодательство не обязывает предпринимателей вести бухучет аналогично юридическим лицам. П. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ освобождает их от этой обязанности, если ведется налоговый учет.

Для УСН налоговый учет ведется в книге учета доходов и расходов (КУДиР), форма которой утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н.

Назначение этого документа понятно из его названия — в КУДиР отражаются доходы и расходы бизнесмена, используемы для исчисления упрощенного налога.

Однако во многих случаях предприниматели ведут бухучет и формируют отчетность, несмотря на отсутствие прямой обязанности делать это. Почему — рассмотрим далее.

Бухучет для ИП на УСН с объектом «доходы минус расходы»

Выбор объекта для УСН в первую очередь зависит от состава затрат. Если мы говорим о стандартных ставках (6% и 15%), то нетрудно посчитать, что в общем случае расчет налога с учетом расходов будет выгодным, если их величина превысит 60% выручки. Кроме того, выбирая объект для ведения ИП на УСН, следует еще учитывать возможность получения дополнительных налоговых вычетов при объекте «доходы» (например, на суммы страховых взносов).

Как было сказано выше, доходы и расходы отражаются в КУДиР. Казалось бы, зачем вести еще параллельный бухучет ИП на УСН?

Однако причины есть:

  1. В КУДиР не отображаются сведения о составе основных средств. А если превысить показатель в 150 млн руб., то упрощенку применять больше нельзя.
  2. В КУДиР учет ведется кассовым методом, т. е. «по оплате». Это не всегда позволяет адекватно оценить результаты деятельности, особенно при наличии крупных авансов или задолженностей.
  3. Информации только о доходах и расходах недостаточно для полноценного управления бизнесом. Необходимы еще сведения о наличии и движении активов и пассивов, в противном случае повышается риск принятия неверных управленческих решений.
  4. Стандартная бухгалтерская отчетность часто необходима внешним пользователям. Это могут быть контрагенты (особенно если речь идет о государственных контрактах), банки, другие потенциальные инвесторы и т. д.

Обычно этот вариант УСН используют предприниматели, бизнес которых уже приобрел существенные масштабы. Они, как правило, имеют наемных работников и обширную структуру затрат. Поэтому добровольный бухучет у ИП на УСН — доходы минус расходы — целесообразно вести по варианту, близкому к стандартному, с упрощениями по составу счетов и регистров.

Бухучет ИП на УСН 6% без работников или с работниками

Вариант с объектом «доходы» и ставкой 6% выбирают те бизнесмены, состав затрат которых не позволяет существенно снизить налоговую базу. Обычно речь идет о несложной деятельности с небольшой номенклатурой предлагаемых товаров или услуг. Часто такие ИП работают в одиночку, не используя наемный труд. Активов в этом случае обычно немного, а состав затрат невелик как по суммам, так и по количеству статей. Бухучет ИП на УСН 6% без работников аналогичен таковому с наемным персоналом.

Здесь во многих случаях ведение КУДиР может дать вполне достаточно информации для управления бизнесом. Конечно, в нее следует включать и расходы, несмотря на то что в данном случае для расчета налога они не требуются.

Однако и подобному микропредпринимателю может понадобиться бухучет. Например, если он захочет принять участие в государственных закупках или получить кредит для расширения своего дела.

Но в этой ситуации для формирования отчетности нет необходимости в полном формате учета. В большинстве случаев бухгалтерский учет ИП на УСН — доходы вполне достаточно вести в книге учета с использованием двойной записи (а для микробизнесов и без нее).

Нередко такой предприниматель осуществляет ведение бухгалтерии ИП по УСН самостоятельно. Однако многие прибегают к услугам специализированных бухгалтерских фирм, тем более что их расценки при небольшом документообороте обычно невысоки.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять