20.04.2024

Выбор вида УСН

Упрощенная система налогообложения характеризуются тем, что у использующих ее организаций и ИП ниже налоговая нагрузка, чем при ОСНО. Сама УСН подразделяется на два подвида, предусматривающих использование различных объектов налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы».

Какие виды упрощенки существуют?

При использовании УСН налогоплательщик волен выбирать из двух объектов налогообложения:

При объекте «доходы» бюджетный платеж рассчитывается с поступившей в течение налогового периода выручки. Ставка здесь — 6%, но регионам разрешено снижать ее размер до 0% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

При объекте «доходы минус расходы» налог исчисляется с разницы между выручкой и произведенными расходами. Ставка составляет 15%, но регионы вправе уменьшать ее до 5% для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ), а Республика Крым — до 3% до 2021 года (п. 3 ст. 346.20 НК РФ).

Допускается понижение ее размера до 0% на два года предпринимателям для обоих видов упрощенки, если налогоплательщик работает в сферах производства, науки, бытовых услуг и социального обслуживания и такие преференции закреплены в региональном законодательстве (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Помимо этого условия, местные законодатели могут установить для предпринимателя с нулевой ставкой налога еще три вида ограничений:

  • предел численности персонала;
  • порог годовой выручки;
  • доля доходов, полученных в рамках льготной деятельности, — она не должна быть меньше определенной региональным законодательством.

При нарушении установленных таким образом границ ИП утрачивает право на применение налоговой ставки в 0%.

Как считать налоговую базу и налог при объекте «доходы»?

Налоговый учет надлежит вести кассовым методом, предполагающим фиксацию дохода в момент прихода денежных средств в кассу или на счет налогоплательщика либо погашения обязательств перед ним.

Принцип определения величины налога за отчетный период:

  • находим размер налоговой базы;
  • определяем, какую сумму аванса следует внести по результатам отчетного периода.

Необходимость уплаты авансов по результатам отчетных периодов (кварталов) закреплена в ст. 346.21 НК РФ. Величина авансовых выплат подсчитывается налогоплательщиком, исходя из объема поступающих доходов нарастающим итогом. Вносить эти платежи следует до 25 числа месяца, идущего сразу за окончившимся кварталом.

Считая размер налоговой базы при использовании объекта «доходы», налогоплательщик берет в расчет только пришедшие средства за год. Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ, денежное выражение поступившей за этот период выручки и есть налоговая база.

Отметим, что в ст. 251 НК РФ есть перечень доходов, которые не формируют налоговую базу по УСН, в частности:

  • имущество, предоставленное налогоплательщику в качестве задатка либо залога;
  • имущество, формирующее уставный капитал общества или принятое как вклад в совместную деятельность;
  • средства, полученные для выполнения роли комиссионера, агента или порученца;
  • дивиденды.

Расходы, понесенные налогоплательщиком, на размер налоговой базы не влияют.

Для организаций и ИП принцип определения величины налога одинаков: надлежит сформировавшуюся за год сумму выручки умножить на налоговую ставку 6%, затем из полученного результата вычесть выплаченные авансы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сумму налога за год либо авансовых платежей можно в полном объеме уменьшить на величину страховых взносов, уплаченных за себя, если у ИП нет работников, и не более чем на 50% от суммы взносов, уплаченных за наемных работников, если есть штат сотрудников.

Расчет налога при объекте «доходы минус расходы»

Принципы вычисления налоговой суммы для этого объекта изложены в п. 4 ст. 346.21 НК РФ. Отличие от вышеуказанного «доходного» подвида состоит в правилах определения размера налоговой базы. Чтобы найти сумму, которую затем надо умножить на ставку налога, здесь надлежит вычесть из объема выручки сумму сформировавшихся расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Затраты, которые разрешено включать в состав расходов, закреплены в ст. 346.16 НК РФ. Приведенная опись имеет закрытый характер, то есть дополнять ее новыми позициями нельзя.

Если кратко, то здесь содержатся затраты на:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • аренду имущества;
  • товарно-материальные ценности;
  • оплату труда и перечисление соцвзносов за работников;
  • суммы «входящего» НДС по оплаченным товарам, услугам и работам;
  • проценты и оплату услуг кредитных организаций;
  • таможенные платежи;
  • услуги сторонних организаций (связь, удаленная бухгалтерия, ЖКХ и проч.);
  • сертификацию продукции;
  • оплату услуг посредников, агентов.

Указанные расходы упрощенец должен учитывать на тех же принципах, на которых эта процедура производится для налога на прибыль, с поправкой на то, что упрощенцы используют при расчетах только кассовый метод.

Как и при УСН «доходы», на УСН «доходы минус расходы» в те же сроки уплачиваются авансы по окончании отчетных периодов (п. 4 ст. 346.21 НК РФ). Если в истекшем квартале возник убыток, авансовый платеж не производится.

В процессе подготовки декларации сначала определяется общая сумма налога, а затем вычитаются уплаченные авансы. Разница вносится в бюджет.

Если компания или ИП получили в налоговом периоде убыток, налог все равно придется уплатить. Государство для этого вида УСН предусмотрело минимальный налог, который должен быть внесен в бюджет независимо от прибыльности деятельности упрощенца из расчета 1% от размера годовой выручки (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Для определения, по какой ставке следует производить уплату налога, надлежит вычислить:

  • 15% (по общему правилу) от разницы между суммами доходов и затрат;
  • 1% от объема годовой выручки.

Выбирается большее из полученных значений, из этой суммы вычитаются авансы, а остаток вносится в бюджет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налогоплательщик в рамках этого подвида упрощенки вправе уменьшать налоговую базу не только на затраты данного налогового периода, но и на сумму убытков, полученных в предыдущих годах (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Разрешается переносить полученный убыток в течение 10 лет на следующие налоговые периоды.

Как ведется бухгалтерский учет на УСН?

Все юридические лица, использующие указанные выше виды УСН, должны вести бухучет. Некоторые послабления предусмотрены для малого бизнеса (ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если такие юрлица входят в категорию субъектов малого предпринимательства (критерии приведены в ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ), им разрешено упростить бухучет и сдавать отчетность в меньшем объеме.

Это означает, что они вправе в бухгалтерском балансе, в отчете о финансовых результатах и в отчете о целевом использовании средств указывать данные по группам статей, не детализируя их, а в приложениях к этим отчетам приводить только существенную, по мнению налогоплательщика, информацию (п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Индивидуальные предприниматели могут не вести бухучет в рамках упрощенки, но они обязаны учитывать основные средства — чтобы не превысить лимита остаточной стоимости (письма Минфина России от 26.07.2012 № 03-11-11/221, от 29.08.2017 № 03-11-11/55403).

В целом бухучет при упрощенке должен быть сформирован в компании таким образом, чтобы при возврате на ОСНО или переходе с одного вида УСН на другой бухгалтерия могла быстро восстановить аналитику на основе имеющихся сведений и показателей.

Особенности ведения налогового учета на упрощенке

Для обоих видов упрощенки ежегодно заполняется годовая декларация по форме, закрепленной в приказе ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99 (КНД 1152017). Для каждого объекта есть свои отдельные разделы для заполнения, в которых фиксируется информация о налоговой базе, сумме авансовых платежей и годового налога.

Так упрощенцы, исчисляющие налог только с доходов, вносят:

  • сумму налога к уплате в раздел 1.1;
  • исчисление этого налога в раздел 2.1.1;
  • данные о торговом сборе, если таковой имел место в деятельности налогоплательщика, в раздел 2.1.2.

Для упрощенцев, рассчитывающих налог с разницы между доходами и затратами, отведены другие части декларации:

  • для налоговой суммы раздел 1.2;
  • для расчета налога раздел 2.2.

Титульный лист и раздел 3, в котором налогоплательщик отчитывается об использовании средств целевого финансирования, для обоих видов УСН заполняются по одному алгоритму.

Упрощенцы (юрлица и ИП) налоговый учет ведут в книге учета доходов и расходов. Для обоих видов УСН используется одна форма КУДИР, но при заполнении есть некоторые отличия:

  • для объекта «доходы» надлежит вносить в соответствующую графу регистра только выручку и внереализационные доходы, а расходная часть остается незаполненной;
  • если налогоплательщик исчисляет налог с разности между доходами и затратами, то заполнять требуется и расходную графу.

Каждая хозяйственная операция должна иметь документальное подтверждение, что подразумевает сбор первичных документов, способных подтвердить факт затрат, а также банковских выписок и кассовых бланков, свидетельствующих о поступлении денежных средств.

Для налогоплательщика выбор того или иного объекта налогообложения надлежит закрепить в учетной политике для целей налогового учета.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *