26 июля Совет Федерации одобрил поправки в Закон о госрегистрации недвижимости, существенно изменяющие нормы о получении государственной компенсации за утрату добросовестным приобретателем жилого помещения (законопроект № 955220-6).
Один из экспертов АГ полагает, что изменения повлекут массовые иски граждан к государству. По мнению второго, остаются открытыми вопросы определения реального ущерба и кадастровой стоимости при расчете компенсации в разных регионах страны. Третий подчеркнул, что финансовый интерес государства в судебных спорах может существенно повысить требования судов к доказыванию добросовестности приобретателя.
Как указано в пояснительной записке к документу, он разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 4 июня 2015 г. № 13-П. Данным постановлением была признана неконституционность ст. 31.1 Закона о госрегистрации недвижимости, поскольку она позволяла судам отказывать в выплате разовой компенсации добросовестному приобретателю, от которого было истребовано жилое помещение, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения к ответственности госоргана за незаконные регистрационные действия.
Так, с 1 января 2017 г. госрегистрация недвижимости осуществляется в порядке, установленном Законом о госрегистрации недвижимости, который призван полностью заменить Закон о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 1 января 2020 г. В Законе о госрегистрации недвижимости также имеется норма о компенсации за утрату права на жилое помещение – ст. 68, которая рассматриваемыми поправками признана утратившей силу. Вместо нее вводится глава 10.1, содержащая единственную норму – ст. 68.1. Как следует из пояснительной записки, цель вынесения нормы в самостоятельную главу – изменение места соответствующих правил в законе во исполнение решения КС.
Ранее на компенсацию могли претендовать две категории граждан: собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам был не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, и добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилье. Теперь в законе осталась единственная категория – добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение в соответствии со ст. 302 ГК. Указанное лицо имеет право на выплату однократной единовременной компенсации за счет казны РФ после вступления в силу судебного акта об истребовании жилого помещения третьим лицом.
На основании прежних правил потребовать выплату компенсации можно было только при прекращении исполнительного производства по двум основаниям. Первое касалось смерти должника-физлица, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим в том случае, если обязанности по исполнению решения суда не могли перейти к правопреемнику и быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Второе было установлено для юридического лица – его ликвидация.
Согласно принятым поправкам суд должен принять решение о взыскании с государства компенсации, если по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам в соответствии с судебным актом о возмещении ему убытков, возникших в связи с истребованием жилого помещения, взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение 6 месяцев со дня предъявления документа к исполнению.
На основании ст. 68 Закона о госрегистрации недвижимости компенсация производилась в сумме, установленной вступившим в силу решением суда о возмещении третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты жилья. При этом был установлен ее предельный размер – 1 млн руб. Теперь иск должен быть предъявлен непосредственно к Российской Федерации. Максимальная сумма компенсации не установлена, однако закреплены критерии расчета размера компенсации. Согласно поправкам, по общему правилу, он определяется судом исходя из суммы реального ущерба. Однако добросовестный приобретатель может потребовать исчислить компенсацию в размере кадастровой стоимости жилого помещения.
Кроме того, если суд установит, что добросовестному приобретателю возмещены убытки, возникшие в связи с истребованием от него жилья, размер компенсации будет уменьшен на сумму возмещения.
Также установлено, что, если добросовестный приобретатель утратил жилье вследствие ненадлежащего исполнения полномочий Росреестром, правила новой статьи в данном случае не применяются. Убытки такому лицу подлежат возмещению в соответствии со ст. 66 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Так, добросовестный приобретатель, от которого ранее было истребовано жилое помещение в собственность РФ, ее субъекта или муниципального образования, вправе в течение трех лет со дня вступления поправок в силу обратиться с иском к соответствующему публичному образованию о взыскании компенсации. Удовлетворение требований будет возможно при наличии судебного акта о возмещении убытков, возникших в связи с истребованием от добросовестного приобретателя жилого помещения, который по не зависящим от указанного лица причинам исполнен частично или не исполнен в течение полугода со дня предъявления исполнительного документа.
Поправки вступят в силу 1 января 2020 г. При этом требования о компенсации, предъявленные добросовестным приобретателем до дня вступления в силу новых норм, подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством, действовавшим на дату предъявления требований.
Комментируя «АГ» новации, юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова отметила, что, хотя закон и сейчас допускает получение компенсации за утрату права на жилье, суды зачастую не удовлетворяют такие требования по мотиву отсутствия оснований для привлечения госоргана к ответственности.
«Несмотря на то что теперь для совершения ряда сделок необходимо обращаться к нотариусу, который проверит законность и правовую чистоту сделки, многие покупатели приобретают недвижимость без тщательной проверки и изучения документов продавца либо проблемную недвижимость, которая спустя время изымается у покупателей как добросовестных. На мой взгляд, этим и обусловлена необходимость дополнительной гарантии жилищных прав граждан, поскольку подобные гарантии в том числе определяют стабильность коммерческого оборота недвижимости и несут не только экономическую, но и социально значимую функцию», – пояснила она.
По мнению адвоката АП г. Москвы Константина Евтеева, принятые поправки, безусловно, необходимы, так как на практике случаи, когда добросовестные приобретатели утрачивают право на жилое помещение, не так уж редки. При правильном правоприменении, полагает он, закон будет отвечать интересам гражданского оборота. Эксперт добавил, что в данном случае можно говорить о расширении предоставляемой государством гарантии права граждан на жилье.
«Однако остается открытым вопрос о финансировании и возможных объемах выплат за счет казны – как и вопросы о подходе к определению реального ущерба и реальной кадастровой стоимости при определении размера компенсации в разных регионах, где цены на жилье могут существенно отличаться», – пояснил он. Константин Евтеев отметил, что делать прогнозы еще рано, однако принятие нового закона «можно только поприветствовать».
Советник Практики недвижимости «ИНФРАЛЕКС» Анастасия Драскова утверждает, что это «безусловно, очень полезные изменения и большой шаг навстречу гражданам». Особый интерес, по ее мнению, представляет то, что нормы о компенсации будут иметь обратную силу.
Вместе с тем, по мнению эксперта, сложно прогнозировать, как новый механизм будет работать. «На данный момент судами уже установлен очень высокий стандарт доказывания добросовестности, а если в этом процессе будет учитываться финансовый интерес государства, ситуация может усугубиться», – пояснила Анастасия Драскова.
С ней согласна Мария Рулькова, которая полагает, что уже в первые дни действия закона суды ожидают массовые иски граждан о взыскании компенсации.
https://www.advgazeta.ru/rss.php