25.04.2024

Госзакупки по-новому

Продолжается кардинальное совершенствование системы госзакупок. Многочисленные поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) вступили в силу с 1 июля 2019 г. Отдельные изменения начали действовать с 31 июля, а некоторые – войдут в действие с 1 октября 2019 г.

Планирование закупок

Законодатель существенно упростил работу заказчика на этом этапе.

Во-первых, отменен план закупок. До настоящего времени при осуществлении планирования закупок заказчик составлял два документа. Основным из них являлся план закупок, второстепенным, но необходимым – план-график закупок. Оба документа очень похожи друг на друга. Главное отличие состояло в том, что в плане закупок заказчик обосновывал цели осуществления закупок, а в плане-графике – начальную максимальную цену контракта (или цену контракта с единственным поставщиком), способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам.

При корректировке плана-графика подлежал редактированию и план закупок. Информация во многом дублировалась. С 1 октября 2019 г. вступит в силу поправка, согласно которой со следующего года планирование закупок будет осуществляться путем формирования, утверждения и ведения лишь одного документа – плана-графика. Требования к форме документа дополнительно установит Правительство РФ. Планирование в 2019 г. продолжается по старым правилам.

Во-вторых, отменено правило, по которому при изменении плана-графика новое извещение можно было опубликовать только через десять дней после изменений. Заказчики на свой страх и риск в исключительных случаях заключали контракты, не выдерживая данную паузу. Теперь контракт можно заключить и на следующий день после изменения плана-графика.

С 31 июля 2019 г. также отменена как отжившая норма о необходимости публиковать извещения о закупке у единственного поставщика.

Закупка с установлением цены единицу товара

До 1 июля 2019 г. возможность осуществлять закупку с установлением цены за единицу товара была ограничена перечнем случаев, установленных п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. В частности, к ним относились: выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту техники, оказание медицинских, образовательных, юридических услуг и пр. Сложность возникала при объяснении контролерам, почему выбран именно данный вид закупки. Теперь все ограничения в этом вопросе сняты. Осуществлять закупки с неизвестным объемом можно в отношении любых товаров и услуг.

При такой закупке в извещении, документации и контракте заказчик указывает три вида цен:

  • начальную цену единицы товара;
  • начальную сумму цен указанных единиц;
  • максимальное значение цены контракта.

Сначала рассчитывается и обосновывается начальная цена каждой единицы товара. При этом используются методы, описанные в ст. 22 Закона о контрактной системе. Затем все полученные цены подлежат сложению. Так находится начальная сумма цен единиц. Она используется для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки. Нельзя подать предложение, превышающее указанный показатель.

В зависимости от выделенных на закупку средств определяется максимальное значение цены контракта, выход за рамки которого при исполнении контракта недопустим. Максимальное значение цены контракта применяется для расчета размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Следует учитывать, что в отношении закупки лекарственных средств нормы о закупке за единицу товара начнут действовать с 1 октября 2019 г.

Малые закупки

Законодатель расширил возможности быстрого приобретения необходимых товаров и услуг на относительно небольшие суммы, увеличив ценовой предел, исходя из которого закупка идентифицируется как малая.

Изменение давно назрело, так как прежние показатели не отвечали современным рыночным реалиям. Новшества затронули п. 4 и п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Теперь произвести закупки у единственного поставщика по упрощенной системе без опубликования информации в единой информационной системе согласно п. 4 можно на сумму до 300 тыс. руб. (вместо прежних 100 тыс. руб.), а по п. 28 ч. 1 ст. 93 при закупке лекарственных препаратов, которые предназначены пациенту при наличии медицинских показаний, на 1 млн руб. (вместо прежних 200 тыс. руб.). Изменения в п. 5 ч. 1 ст. 93 вступят в силу с 31 июля 2019 года: для учреждений культуры ценовой порог малой закупки увеличится с 400 до 600 тыс. руб.

Остальные правила названных пунктов остались неизменными. Увы, по-прежнему необходимо внимательно следить за общегодовыми расходами, чтобы в процентном соотношении к ним закупка не превышала установленного предела.

Обеспечение заявок

В качестве инструмента обеспечения обязательств по заявкам в Законе о контрактной системе появляется банковская гарантия. Ранее был предусмотрен единственный способ обеспечения обязательств – денежные средства через спецсчета в банках, перечень которых установило Правительство РФ.

Более удобным и выгодным способом обеспечения заявки представляется все же банковская гарантия. Попадая на спецсчет, денежные суммы, как правило, значительные по объему, фактически выходили из оборота, замораживались на время исполнения контракта. При использовании банковской гарантии поставщик (подрядчик, исполнитель) уплачивает банку лишь процент за то, чтобы последний гарантировал его добросовестность перед контрагентом.

Участники сами выбирают, каким образом обеспечить заявку.

Если выбор пал на банковскую гарантию, то в договоре необходимо обязательно закрепить условие, что в случае отзыва у банка лицензии поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение.

В законодательстве о госзакупках устранено противоречие правовых норм в отношении обязанности заказчика устанавливать обеспечение заявки при начальной максимальной цене контракта менее 1 млн рублей. В Законе о контрактной системе верхний предел для закупок, требующих обеспечения заявки, был обозначен от 5 млн руб. В то же время в постановлении Правительства РФ такая обязанность предусматривалась для сделок до 1 млн руб., причем размер обеспечения указан не был. Заказчикам в данном вопросе приходилось ориентироваться на практику контрольных органов.

Теперь же в п. 1 ч. 16 ст. 44 Закона однозначно определено, что при любой начальной максимальной цене контракта до 20 млн руб., в том числе и до 1 млн руб., обеспечение заявки устанавливается в размере 0,5–1 процента от начальной максимальной цены контракта.

Изменение условий контракта

До 1 июля жесткий перечень оснований для изменения существенных условий контракта значительно ограничивал возможность сторон вносить изменения в их обязательства на стадии исполнения контракта. Самой востребованной была норма п. «б» ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, по которой можно было уменьшать или увеличивать количество товара на 10%.

Теперь же любые условия контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), стороны вправе менять по своему соглашению.

Правило закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе и распространяется на осуществление закупок в следующих сферах:

  • деятельность субъектов естественных монополий;
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению;
  • управление многоквартирным домом;
  • оказание услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений;
  • энергоснабжение у гарантированного поставщика;
  • аренда нежилых помещений для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд;
  • лечение гражданина за пределами РФ;
  • юридические услуги для защиты интересов РФ в иностранных и международных органах, судах, арбитражах.

Также разрешено изменять срок в контрактах на строительство, ремонт и реконструкцию, но при условии, что выполнить обязательство в срок подрядчику помешали непредвиденные обстоятельства, на которые он повлиять не мог, например погодные условия.

Если же сроки нарушены по вине подрядчика, контракт также продлевается, но с оплатой заказчику всех штрафных санкций. Изменить срок контракта можно только один раз, при этом срок продления не может превышать срок исполнения контракта, предусмотренный при его заключении.

Отдельные процедурные изменения
  • Ценовой предел короткого электронного аукциона увеличен в 100 раз: с 3 млн до 300 млн руб., а по строительным работам – до 2 млрд руб. Применение короткого аукциона значительно сокращало время закупки и ранее. По небольшим закупкам на подачу заявки давался семидневный срок. Аукцион же при крупных закупках занимал минимум пятнадцать дней, а если приходилось вносить изменения, то мог растянуться на несколько месяцев.

Теперь же при коротком аукционе закупка стала еще быстрее. Срок рассмотрения заявки сократился до 1 рабочего дня. Следует предположить, что значительная часть закупок будет проводиться по данной процедуре, что также облегчит и ускорит процесс закупок.

  • Отменили как неэффективный ограничительный «шаг» аукциона в 100 руб. Снижать цену теперь можно на любую сумму.
  • Запрашивая предложения, заказчики не всегда получают заявки от поставщиков. Ранее в таких случаях процедура проводилась повторно и неоднократно, что отодвигало заключение договора и приобретение необходимых товаров и услуг на неопределенный срок. Законодатель исправил ситуацию, разрешив при таких обстоятельствах производить закупку у единственного поставщика по согласованию с контролирующим органом.
  • В случае расторжения в одностороннем порядке контракта с победителем появилась возможность заключить контракт с участником, занявшим второе место. Ранее такое право предоставлялась только при уклонении победителя от совершения сделки. Теперь же, если по какой-либо причине номер 1 не исполнил контракт до конца, право заключить его предоставляется номеру 2. При этом необходимо наличие согласия данного участника на заключение контракта и принятие решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Привлекательное новшество позволяет не проводить процедуру аукциона снова по одному и тому же объекту закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника закупки.

Если до одностороннего расторжения контракт исполнен недобросовестным участником частично, то количество, объем товаров (услуг), цена контракта уменьшаются на сумму исполненных ранее обязательств.

В качестве заключения хочется отметить, что изменения во многом своевременны и рациональны. Процедура госзакупок стала заметно проще, и эффективнее и, судя по законодательной активности в этой сфере, реформирование продолжится.

https://www.advgazeta.ru/rss.php

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *