О порядке обложения грантов страховыми взносами рассказала ФНС России в своем письме (письмо ФНС России от 18 июня 2019 г. № БС-4-11/11716@).
Как установлено в налоговом законодательстве, объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 420 Налогового кодекса). Если же таких трудовых отношений не возникает, то нет и объекта обложения взносами. А значит то, будет ли облагаться грант страховыми взносами, зависит от того, кто его выплачивает.
Если по условиям договора выплаты гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя – физлица, не состоящего с ним в трудовых отношениях или в отношениях, вытекающих из гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг, то такие выплаты, как поясняет налоговое ведомство, объектом обложения страховыми взносами не признаются.
Другой случай, когда заключается трехсторонний договор. Одна сторона – грантодатель – направляет средства гранта для выполнения работ по проекту на счет второй стороны – организации, которая, в свою очередь, уже и производит расчеты с физическим лицом – грантополучателем – третьей стороной. При этом грантополучатель является сотрудником данной организации.
В этой ситуации выплаты производятся тем, с кем их получатель состоит в трудовых отношениях или заключил гражданско-правовой договор, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг. А значит у организации-работодателя возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат (подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ). При этом стоит учесть, что уплата страховых взносов с данных выплат не может осуществляться за счет средств физических лиц, получающих выплаты за счет средств гранта.
Проезд на высокоскоростном железнодорожном транспорте может стать дешевле
Минфин России разработал законопроект, предусматривающий возможность применения нулевой ставки по НДС для ряда услуг, связанных с эксплуатацией высокоскоростного железнодорожного транспорта1.
Так, предлагается освободить от налога услуги по использованию и предоставлению в аренду инфраструктуры высокоскоростных поездов, а также услуги по перевозке пассажиров и багажа таким транспортом. При этом под инфраструктурой понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, здания, сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающие движение высокоскоростного железнодорожного подвижного состава со скоростью более 200 км/ч.
Для подтверждения права на применение нулевой ставки потребуются договор и акт о приеме-передаче инфраструктуры или об оказании услуг по ее использованию, а также реестр перевозочных (проездных) и (или) иных документов, подтверждающих оказание услуг, с указанием в нем номеров указанных документов, наименований или кодов железнодорожных станций отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг.
Договор и акт предоставляются в инспекцию вместе с налоговой декларацией за тот период, в котором были оказаны услуги. За последующие периоды подтверждающие документы предоставлять не нужно, только если не было подписанных дополнительных соглашений. Что касается реестра перевозочных документов, то он предоставляется в электронной форме за каждый налоговый период вместе с налоговой декларацией.
Срок действия таких преференций предлагается установить с 1 января 2025 года до 1 января 2060 года.
______________________________
1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налоговом стимулировании строительства и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта)» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/06-19/00092438).