Состоялось заседание рабочей группы Минфина России по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ. Помимо всего прочего на совещании обсуждались вопросы введения туристического сбора и порядка применения курортного сбора в отдельных субъектах. Протокол заседания опубликован на официальном сайте ведомства.
Напомним, курортный сбор был введен в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском и Ставропольском краях (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ, далее – Закон № 214-ФЗ). На всех территориях сбор начал взиматься уже с 2018 года, однако для Республики Крым был установлен другой срок – 1 мая 2021 года (Справка о курортном сборе). Поэтому для введения сбора на территории Республики было решено детально изучить и проанализировать положительный опыт реализации программы по введению курортного сбора в трех регионах.
Напомним, что размер курортного сбора невелик – в настоящее время он составляет не больше 50 руб. в сутки с человека (в дальнейшем планируется поднять планку до 100 руб. в сутки)(п. 4 ст. 5 Закона № 214-ФЗ). При этом каждый регион может самостоятельно устанавливать размер сбора. Так, например, в Алтайском крае (г. Белокуриха) он составляет 50 руб., а в г. Анапе и г. Сочи – всего 10 руб. (Справка о курортном сборе). Законодательством предусмотрен и целый перечень лиц, освобождаемых от его уплаты. К ним относятся местные жители, пенсионеры, владельцы жилья в соответствующем регионе, студенты, инвалиды, малоимущие и другие категории (ст. 7 Закона № 214-ФЗ).
Также на заседании было решено принять к сведению информацию о планируемых изменениях в налоговом и бюджетном законодательстве в части возможности взимания туристического сбора. Этот сбор планируется отнести к местным налогам, и как было отмечено, целесообразнее включить его в стоимость проживания.
Налоговый мониторинг планируется сделать более доступным
В ФНС России состоялось совещание по вопросам перехода компаний с госучастием на налоговый мониторинг с 2020 года. Программа впервые была запущена в 2016 году, а в настоящее время в ней участвуют 44 российские организации. Со следующего года в ней планируют принять участие еще 48 компаний. Соответствующая информация размещена на официальном сайте ФНС России.
Напомним, что налоговый мониторинг – это система дистанционного налогового контроля (гл. 14.7 Налогового кодекса). Она заключается в том, что организация открывает свои информационные учетные системы для налоговых органов. Те же взамен не проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Такое взаимодействие позволяет бизнесу, помимо прочего, исключить риски, связанные с некорректным исчислением налогов и сборов. «Такая форма налогового контроля, как налоговый мониторинг, максимально учитывает специфику бизнеса и отрасли. В ее основе лежит принцип добровольного совместного соблюдения налогового законодательства. Это открытый диалог с налоговым органом с помощью современных информационных технологий», – заявил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров.
В настоящее время в программе могут участвовать организации с годовым оборотом не менее 3 млрд руб. и активами на 3 млрд руб (подп. 2-3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ). При этом они должны уплатить за предшествующий год не менее 300 млн руб. (подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Поскольку программа налогового мониторинга дает положительные результаты, то ФНС России совместно с Минфином России прорабатывают вопрос о привлечении в нее большего количества компаний, снизив для этого вышеуказанные пороги.
Так, предлагается установить следующие требования:
- объем полученных доходов не менее 2 млрд руб.;
- стоимость активов не менее 2 млрд руб.;
- совокупная сумма уплаченных налогов за год не менее 200 млн руб.
На совещании также делились своим опытом использования налогового мониторинга представители госкомпаний. Как рассказал заместитель начальника департамента ОАО «РЖД» Денис Полехин, компания в 2018 году получила 16 тыс. требований о представлении документов, а в 2019 году, уже перейдя на налоговый мониторинг, только восемь. Поэтому она планирует в ближайшие годы перевести на эту программу и ряд своих дочерних организаций.
Налоговая инспекция выплатит организации около 1 млн руб. за блокировку счета
В целях обеспечения исполнения решения по выездной налоговой проверке инспекция инициировала блокировку операций по счетам налогоплательщика на сумму более чем 10 млн. руб. Результаты выездной проверки налогоплательщик оспорил в суде, который вынес определение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения ИФНС. Соответственно, после принятия судом обеспечительных мер, инспекция должна была отменить свое решение о приостановлении операций по счетам. Однако документы для разблокировки счетов налоговая направила в банк только через год.
По причине несвоевременного выполнения налоговым органом определения суда о применении обеспечительных мер и долгосрочным приостановлением операций по счетам организация не могла пользоваться принадлежащими ей денежными средствами и обратилась в суд с требованием о взыскании с ИФНС процентов, предусмотренных Налоговым кодексом в случае нарушения налоговым органом срока направления в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Суды первых двух инстанций отказали организации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2019 г. № Ф08-3018/19 по делу № А32-14521/2018). По их мнению, взыскание с налогового органа рассматриваемых процентов призвано нести компенсационный характер, и не предполагает обогащение налогоплательщика. А организация в связи с блокировкой счетов не понесла материальных потерь, так как у нее не было намерений осуществить расчетные операции по заблокированным счетам, ведь попыток перечислить средства с этих счетов не было. То есть чтобы доказать наличие ущерба, вызванного блокировкой счета, налогоплательщик должен был попытаться перечислить с него деньги и получить отказ. Таким образом, организация не представила доказательств возникновения у нее негативных последствий и причинения ущерба, поэтому у суда нет оснований для взыскания процентов с ИФНС.
Однако окружной Арбитражный суд не согласился нижестоящими инстанциями и напомнил, что проценты призваны компенсировать потери частного субъекта, возникшие в результате невозможности пользоваться денежными средствами без законных оснований. Данная норма НК РФ реализует конституционное право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями госорганов или госслужащих. Кроме того, суд указал, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика самостоятельно доказывать получение ущерба.
Решения двух первых инстанций были отменены, по делу принято новое решение, согласно которому ИФНС должна заплатить налогоплательщику более 998 тыс. руб. процентов и возместить расходы по уплате госпошлины.