Впервые PatentBot был запущен в 2017 г. в США и на Украине, в апреле 2018 г. – в странах Евросоюза, декабре 2018 г. – в Китае, в тестовом режиме он работает в странах Ближнего Востока. За эти два года с помощью бота было подано более 1000 заявок на товарный знак и обработаны десятки тысяч бесплатных поисковых запросов.
В июле 2019 г. на территории России, Белоруссии и Казахстана начал работу PatentBot – чат-бот для регистрации товарных знаков. Он позволяет воспользоваться бесплатным поиском и проверить, не занят ли товарный знак, после чего ввести необходимые данные, оплатить госпошлины на регистрацию знака и услуги бота.
За это время серьезных технических доработок боту не потребовалось. В октябре 2018 г. его функционал был расширен – появилась возможность фиксации авторских прав с помощью технологии блокчейн, то есть без права внесения в реестр изменений. Сейчас создатели проекта работают над улучшением опыта пользователя (UX – user experience) и расширением географии деятельности чат-бота.
Весь процесс – от введения поискового запроса до оплаты регистрации товарного знака –происходит за 7–10 минут. Вместе с оплатой услуги подтверждается авторизация пользователя. Затем бэк-офис организует подачу заявки, а пользователь получает уведомления о статусе его товарного знака, уже на этом этапе экономя до 80% времени.
Напомню, что отсутствие регистрации обозначения в качестве товарного знака не позволяет эффективно защитить правообладателя и добиться в том числе удаления контента. Наиболее показательный пример из нашей практики – обращение в службу поддержки соцсети Instagram. Данная сеть нередко является торговой площадкой для малого бизнеса, очень уязвимого к конкурентам. Зарегистрировать профиль со схожим наименованием и переманивать покупателей не составляет труда. При наличии зарегистрированного товарного знака процесс удаления профилей таких нарушителей занимает в среднем полчаса – для этого достаточно сообщить в службу технической поддержки соцсети и уточнить номер свидетельства.
Если во время регистрации по заявке приходят процедурные уведомления, команда PatentBot отвечает на них самостоятельно, так как это стандартное делопроизводство между заявителем (его представителем) и патентным ведомством. Если в процессе регистрации возникнут более сложные этапы – например, предварительный отказ экспертизы, – команда сервиса обращается к заявителю, и они вместе разрабатывают стратегию написания ответа на отказ экспертизы. Для этого могут потребоваться документы, подтверждающие использование товарного знака (фотографии, счета, копии договоров и т.д.). Сроки регистрации достаточно долгие для того, чтобы успеть обзавестись такими доказательствами, поэтому в большинстве случаев регистрация товарного знака происходит успешно.
РatentBot также упрощает работу юристов. Менее чем за год бот отправил более 1 млн сообщений, отвечая на вопросы пользователей. У патентного поверенного это заняло бы больше 10 лет. При этом бот работает в круглосуточном режиме и может общаться одновременно с несколькими пользователями. Пользователи могут подать заявку на регистрацию их товарного знака из любой точки мира за несколько минут, при этом получая уведомления о статусе заявки. Обычно сама регистрация товарного знака занимает от 10 месяцев до полутора лет с момента подачи заявки.
Отмечу, что спустя год после запуска чат-бота разработчики обнаружили, что пользователи не воспринимают его в качестве цифрового юриста или замены патентному поверенному, а пользуются им как обособленным сервисом. Многие юристы, для которых регистрация товарных знаков является непрофильной услугой, уже сейчас пользуются ботом как помощником. Например, предлагая зарегистрировать компанию, юрист сразу предлагает клиенту товарный знак, причем не только в России, но и, если у клиента планируется международный бизнес, – в странах СНГ либо в США или Китае.
Таким образом, бот является отличной альтернативой «ручной» работе юристов. В то время как человек тратит, например, несколько часов для тщательного поиска товарного знака по базам патентного ведомства, бот проводит поиск за секунды. Кроме того, он может одновременно отвечать на сообщения нескольким тысячам пользователей. Такой же объем работы у юриста занял бы от нескольких месяцев до нескольких лет. Программа может помочь как профессионалам в сфере защиты интеллектуальной собственности, так и людям, ранее не знакомым с регистрацией товарных знаков и защитой бренда.
https://www.advgazeta.ru/rss.php