21 ноября Госдума приняла закон (законопроект № 345523-7), которым вводится понятие физического лица как иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, а также устанавливается порядок учета иноагентов.
Один из экспертов посчитал, что законодатель окончательно потерялся в терминах, так как предлагает признавать физических лиц средствами массовой информации, притом что в Законе о СМИ средства массовой информации не рассматриваются в качестве субъектов права. Второй отметил, что формально изменения цензурой не являются, однако существенно ограничивают свободу распространения информации, накладывая дополнительные обязанности на физических лиц.
Так, закрепляется, что физическое лицо может быть признано иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. Для признания иноагентом физлицо должно распространять предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, в том числе в Интернете.
Лица, признанные иноагентом, будут попадать в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, который закрепляется за Минюстом.
Также могут быть признаны иноагентом физическое лицо или российское юридическое лицо, если они распространяют сообщения и материалы иностранных СМИ или российских юридических лиц, учрежденных иностранным СМИ, и финансируются за счет средств иностранных государств.
Указывается, что в течение одного месяца со дня признания иноагентом такие лица должны будут учредить российское юрлицо. Если до признания таковым иностранное СМИ уже учредило юрлицо, оно также должно сообщить об этом.
Отмечается, что к российскому юрлицу, выполняющему функции иноагента, применяются положения Закона о некоммерческих организациях, регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Кроме того, распространяемые им материалы должны содержать сообщение о том, что они распространяются иностранным СМИ.
Закон закрепляет, что в случае установления вступившим в силу судебным решением нарушения порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юридического лица Роскомнадзор ограничивает доступ к информационному ресурсу.
В комментарии «АГ» юрист, доцент ВИУ РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Кожемякин негативно отнесся к закону, отметив, что в нем нет необходимости. По его мнению, он не направлен на решение какой-то существующей проблемы, устранение неопределенности или законодательного пробела. «На мой взгляд, закон совершенно безосновательно ограничивает свободу распространения информации, предусмотренную ст. 29 Конституции», – подчеркнул Дмитрий Кожемякин.
Кроме того, он отметил, что юридическая техника также оставляет желать лучшего – законодатель окончательно потерялся в терминах, так как предлагает признавать физических лиц средствами массовой информации, притом что в Законе о СМИ средства массовой информации не рассматриваются в качестве субъектов права.
«Крайне тревожным выглядят и критерии признания физических лиц иностранными агентами. Во-первых, они сформулированы настолько широко, что под них может подпасть практически любой пользователь сети Интернет, который владеет иностранным языком, а значит, скорее всего, читает иностранную прессу и имеет друзей или родственников, проживающих за рубежом. Во-вторых, норма сформулирована с прицелом на избирательное правоприменение, поскольку указывает, что лицо при соответствии критериям признания иностранным агентом может быть таковым признано. По логике, видимо, может и не быть», – указал Дмитрий Кожемякин. Юрист посчитал, что если норма не будет работать «точечно» применительно к физическим лицам, то она имеет перспективы быть признанной неконституционной.
Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков отметил, что формально изменения цензурой не являются, однако существенно ограничивают свободу распространения информации, накладывая дополнительные обязанности на физических лиц. Он подчеркнул, что этот закон – не нужен.
«Акцент в законе делается даже не на содержание информации, а на форму ее распространения. То есть любой репост в соцсети потенциально может попасть под ограничения нового закона, поскольку позиция Роскомнадзора, подтвержденная судебной практикой, сводится к тому, что распространением информации является любое (даже навигационное) действие. Поставил ссылку – распространил. Единственный пункт, который воспрепятствует признанию пользователя иноагентом, – это получение денежного вознаграждения от “нероссийского субъекта”», – указал Михаил Хохолков.
По мнению юриста, бороться с нежелательным контентом необходимо, оценивая содержание информации, что в настоящее время не делается и приводит к немотивированным решениям о признании информации запрещенной к распространению в России. «Самостоятельным основанием для блокировки сайта теперь является информация, распространенная “лицом, выполняющим функции иностранного агента”, без соблюдения указанных требований. Осталось лишь подождать, какой ресурс будет заблокирован первым», – резюмировал Михаил Хохолков.
Статья взята с сайта Адвокатская газета