27 апреля Минстрой России представил на общественное обсуждение законопроект, направленный на защиту жилищных прав детей жертв политических репрессий во исполнение соответствующего постановления Конституционного Суда.
Представитель заявительниц в КС РФ негативно оценил документ, по его мнению, он специально написан так, чтобы люди, которым государство когда-то причинило тяжкий вред, так и не получили никакого возмещения. По мнению одной из экспертов «АГ», законопроект учитывает соответствующую правовую позицию Конституционного Суда в минимальном объеме, и его недостаточно для восстановления нарушенных прав потомков жертв политических репрессий.
Другая назвала излишней формулировку о том, что при отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом. Третья предположила, что в подобных делах может стать спорным сам факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников.
Напомним, как ранее сообщала «АГ», 10 декабря 2019 г. КС РФ вынес постановление № 39-П о проверке конституционности ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряда положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья.
Тогда Суд отметил, что применение норм, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан (в частности, в Москве), к детям жертв политических репрессий влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе в части осуществления их жилищных прав. В связи с этим он признал неконституционными оспариваемые нормы.
Разработанные Минстроем России поправки предусматривают новую редакцию ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий, которая признает право реабилитированных лиц, утративших жилье из-за репрессий, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жильем в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ, независимо от срока их проживания в соответствующей местности / месте жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилье. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться в судебном порядке.
Представитель трех заявительниц, добившихся вынесения постановления КС, Григорий Вайпан крайне негативно оценил проект: «Он специально написан так, чтобы люди, которым государство когда-то причинило тяжкий вред, так и не получили никакого возмещения», – отметил он. Он подчеркнул, что законопроект еще можно исправить, для этого нужно зарегистрироваться на портале госуслуг и оставить свои предложения по его содержанию.
Ведущий эксперт Института права и публичной политики, доцент РГУП Ольга Кряжкова полагает, что законопроект учитывает правовую позицию Конституционного Суда в минимальном объеме. «С одной стороны, формулировка законопроекта сужает усмотрение субъектов РФ в вопросе введения условий для получения жилья реабилитированными. Но, с другой стороны, совсем не решается проблема очередности при постановке жертв репрессий на жилищный учет, а также не определяется степень участия РФ в восстановлении нарушенного права репрессированных на жилище. Изменить Жилищный кодекс не планируется, хотя Суд с очевидностью требует от федерального законодателя системных решений», – отметила она.
Эксперт напомнила, что в своем постановлении КС указал, что государство должно стремиться к возможно более полному возмещению вреда от репрессий на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала. «Предложенные изменения, как представляется, недостаточны для воплощения этой позиции в жизнь. Смею предположить, что жертвы репрессий и дальше будут сталкиваться с трудностями в получении жилья, не доживая до тех пор, пока до них дойдет очередь. К сожалению, весь пафос этого постановления Конституционного Суда уходит в песок», – резюмировала Ольга Кряжкова.
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина пояснила, что, по общему правилу, постановка на жилищный учет возможна при соблюдении следующих условий: гражданин должен быть малоимущим, а также признан нуждающимся в жилых помещениях. «Органы субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные условия для принятия на жилищный учет: в Москве – это срок проживания в Москве более 10 лет», – отметила она.
По словам эксперта, законопроект оставил неизменным правило о том, что реабилитированные лица и члены их семей в случае возвращения на прежнее место жительства принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. «Однако поправки уточняют, что общие условия к реабилитированным лицам и членам их семей не применяются, что является важным, так как вышеуказанные обстоятельства ранее являлись основаниями для отказа в удовлетворении требований заявительниц в КС РФ», – отметила адвокат.
Анна Минушкина предположила, что в подобных делах может стать спорным (то есть нуждающимся в доказывании в судебном порядке) не право на постановку на жилищный учет, а факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников. Она также подчеркнула, что текущее законодательство не предоставляет внеочередного права на получение жилых помещений таким гражданам.
В свою очередь, адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян подчеркнула, что в ситуации соблюдения прав и законных интересов жертв политических репрессий и членов их семей несомненно важным является декларирование прав и особенностей их реализации не только в рамках регионального законодательства, где свобода усмотрения в некоторых случаях достаточно широка. «Считаю позитивным то обстоятельство, что изменения вносятся именно на федеральном уровне, в них учтена ранее не предусмотренная возможность постановки на учет независимо от срока проживания жертв репрессий в соответствующей местности и (или) места жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилых помещениях», – отметила она.
По словам эксперта, важной оговоркой, которая была и в предыдущей редакции закона, является также то, что закон распространяется и на членов семей политически репрессированных и других родственников, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. «Таким образом, в законопроекте указаны исключения из общих правил постановки на учет для иных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Безусловно, указанные изменения самым положительным образом скажутся на правоприменительной практике по указанной категории дел», – уверена Нарине Айрапетян.
В то же время адвокат сочла излишней формулировку (как в прежней редакции нормы, так и в законопроекте) о том, что при отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом. «Наличие права на установление фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке является безусловным. Каких-либо прямых исключений, касающихся жертв политических репрессий, в законодательстве не оговорено. Поэтому указание на возможность установления факта в судебном порядке считаю излишним», – заключила она.
Статья взята с сайта Адвокатская газета