29.03.2024

В целях возврата страхователю переплаты взносов в ПФР

6 декабря Минфин России вынес на общественное обсуждение поправки в ст. 78 и 79 ч. 1 Налогового кодекса РФ в целях реализации Постановления КС РФ от 31 октября 2019 г. № 32-П, о котором ранее уже писала «АГ».

Эксперты «АГ» раскритиковали законопроект и сошлись во мнении, что Минфин не учел волю Конституционного Суда. По мнению одного из них, разработчик поправок не скорректировал необходимые положения законодательства, несмотря на соответствующее требование КС РФ. Другой отметил, что в случае принятия проекта закона любая ошибка при исчислении этих платежей будет обходиться компаниям безвозвратными потерями денежных средств.

Тогда Конституционный Суд признал противоречащими основному закону государства отдельные нормы, касающиеся страховых взносов в ПФР. Речь идет о положениях п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ; ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС России; п. 61 ст. 78 НК РФ. КС РФ распорядился признать вышеуказанные нормы неконституционными в той мере, в которой они ограничивают право страхователя на возврат излишне уплаченных взносов по ОПС лишь в силу факта учета разнесения последних по индивидуальным лицевым счетам застрахованных без учета структуры тарифа взноса и факта наступления страхового случая. Это касается возврата излишне уплаченных взносов как за периоды до 1 января 2017 г., так и последующие. При этом Суд указал на необходимость внесения изменений в соответствующее правовое регулирование.

В этой связи разработанный Минфином проект закона предусматривает признание утратившими силу п. 61 ст. 78 и абз. 3 п. 11 ст. 79 НК РФ. По мнению министерства, именно они препятствуют возврату суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов представлены их плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Как следует из законопроекта, новая редакция ст. 78 и 79 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы INTELLECT Юлия Курмамбаева полагает, что Минфин России не в полной мере реализовал волю Конституционного Суда. «По факту проблема устраняется только в части страховых взносов, которую администрируют налоговые органы. Так, законопроектом предлагается изменить только Налоговый кодекс РФ, при этом положения откорректированных статей будут распространяться только на периоды после 1 января 2017 г. – именно с этого момента страховые взносы были переданы в ведение налоговых органов», – отметила она. Эксперт также указала, что, несмотря на требования КС РФ, поправки не вносят никаких изменений в п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ, который регулирует переходные положения в связи с передачей страховых взносов налоговым органам (по платежам за периоды до 1 января 2017 г. отвечают фонды, после указанной даты – налоговые органы).

«При этом фонды по своим вопросам руководствуются старым порядком. Так, все возвраты переплат производятся на основании норм утратившего силу Закона № 212-ФЗ. В свою очередь, именно этот закон является первоисточником другой неконституционной нормы (ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС России), которую позднее просто скопировали в Налоговый кодекс, – пояснила Юлия Курмамбаева. – Таким образом, правила возврата переплат за периоды до 1 января 2017 г. так и остаются незаконными, хотя КС РФ обратил внимание законодателя на необходимость изменения как нового, так и старого порядка».

По ее словам, плательщикам взносов такая ситуация не страшна. «Для них достаточным аргументом является само постановление КС РФ, дожидаться изменений законодательства они не обязаны. В любом случае радует быстрая реакция законодателя, надеюсь, вскоре мы увидим инициативу по исправлению и Закона № 250-ФЗ», – подытожила Юлия Курмамбаева.

Управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин отметил, что неоднократные изменения законодательства, касающиеся страховых взносов, создали ситуацию, в которой возникли необоснованные ограничения на распоряжение собственником своим имуществом. «Ранее в Постановлении от 9 июля 2019 г. № 27-П Конституционный Суд указал на аналогичную правовую природу налога и страхового взноса. При таком подходе логичной является и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в им Постановлении № 32-П/2019. Согласно ей на обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды должны распространяться конституционные гарантии, установленные для налоговых платежей», – полагает эксперт.

Адвокат отрицательно расценил законопроект, поскольку, по его мнению, он совершенно не учитывает правовую позицию Конституционного Суда. «Было указано на недопустимость ограничения возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа», – отметил эксперт. По его мнению, законопроект предусматривает исключение из ст. 78 и 79 НК РФ положений, позволяющих осуществить возврат сумм излишне уплаченных или взысканных страховых взносов, а положения о зачете таких переплат и ранее отсутствовали в этом Кодексе.

Василий Ваюкин отметил, что фискальным органам уже не потребуется искать хотя бы формальный повод для отказа в возврате излишне уплаченной или взысканной суммы страховых взносов. «Если законопроект будет принят, то любая ошибка при исчислении этих платежей будет обходиться компаниям безвозвратными потерями денежных средств», – предостерег адвокат.

Статья взята с сайта Адвокатская газета

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *