28.03.2024

Статья 11.23 КоАП с 1 ноября 2019 года

Обновленная ст. 11.23 КоАП, действующая с 01.11.2019, существенно отличается от своей прежней редакции:

  • значительно выросли штрафы за тахограф (его отсутствие, неисправность или управление автотранспортом с нарушением требований к использованию тахографа);
  • наказание предусмотрено не только для водителей, но и для других категорий физических и юридических лиц;
  • частные лица (владельцы определенных категорий транспортных средств) обязаны использовать тахографы, а также выполнять нормы времени по управлению транспортными средствами и продолжительности отдыха, установленные Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 № 1733.

По этой статье сотрудники ГИБДД уже давно и успешно штрафуют водителей за управление транспортным средством без тахографа. С 1 ноября 2019 года текст ст. 11.23 существенно изменился — увеличились размеры штрафов и расширился круг лиц, на которых они могут налагаться. Как и за что штрафуют теперь по ст. 11.23 КоАП, расскажем в нашей статье.

Кому и зачем нужно ознакомиться с текстом ст. 11.23 КоАП РФ

Добросовестные работодатели стремятся организовать работу в компании с соблюдением всех законодательных норм. Но в отдельных сферах деятельности их так много, и разбросаны они по разным нормативным актам, что уследить за ними непросто.

Если кадровик или бухгалтер вовремя подскажут руководителю об изменениях в законодательстве, то работа будет вовремя перестроена и от этого выиграют все — и сотрудники, и компания.

Ст. 11.23 КоАП — одна из статей, незнание нюансов которой может привести к существенным материальным потерям, связанным с необходимостью уплаты многочисленных штрафов.

С 01.11.2019 эта статья действует в новой редакции. Поправки внесены Законом от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и носят они не поверхностный технический характер, а существенно меняют подходы к наказаниям водителей, их работодателей, а также отдельных граждан.

Близкое знакомство с текстом обновленной ст. 11.23 КоАП РФ, которое мы предлагаем вам в этой статье, поможет сориентироваться в новых требованиях и снизит риски штрафных санкций за их нарушение.

Не стоит полагать, что по указанной статье будут штрафовать исключительно профессиональных перевозчиков — нормы ст. 11.23 КоАП одинаково распространяются и на транспортные организации, и на компании и предпринимателей, использующие транспорт для собственных нужд, а также на определенные категории водителей-физлиц.

Кого и за какие проступки накажут по статье 11.23 КоАП

В ст. 11.23 КоАП всего 3 части, но каждая из них заслуживает детального рассмотрения:

Ст. 11.23 КоАП Вид нарушения Размер штрафа, руб. Кого оштрафуют
Часть 1 Управление автотранспортом без тахографа либо с нарушением требований к его использованию 3 000-5 000 Водителя
Часть 2 Выпуск на линию транспортного средства без тахографа либо с неисправным тахографом
  • 7 000-10 000 на должностных лиц;
  • 15 000-25 000 на ИП;
  • 20 000-50 000 на компанию
Работодателя
Часть 3 Несоблюдение законодательно установленных норм времени по управлению транспортным средством и отдыху либо нарушение режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортом и времени отдыха
  • 1 500-2 000 на водителя;
  • 7 000-10 000 на должностных лиц;
  • 15 000-25 000 на ИП;
  • 20 000-50 000 на компанию
На водителя, должностных лиц, ИП, компанию

Обратите внимание:

  • Штрафы за тахограф налагаются только, если его применение обязательно по закону. Если тахограф сломался уже после выпуска транспорта на линию, наказание неправомерно.
  • Штраф за нарушение режима труда и отдыха грозит компании и ее должностным лицам в том случае, если фактически работодатель установит для водителей нормы, которые не соответствуют законодательным требованиям.

Следует отметить, что сотрудников ГИБДД абсолютно не волнует, по какой причине в вашем транспортном средстве нет тахографа (например, он находится в ремонте) — сколько раз вас остановят, столько же раз оштрафуют по ст. 11.23 КоАП. Все это в рамках закона — запрещено выходить в рейс без тахографа, если его установка обязательна.

Тахограф — частая причина штрафа

А потому остановимся на этом техническом средстве подробнее и разберем: что он из себя представляет, как его выбрать, какие транспортные средства необходимо оснащать тахографами, а какие не нужно, и за что могут оштрафовать.

Что такое тахограф и из чего он состоит

Тахограф — это техническое средство контроля, которое обеспечивает непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости транспортного средства, его маршруте, времени управления транспортным средством и отдыха водителя (ст. 2 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Тахограф состоит из следующих элементов:

Тахограф должен обеспечивать хранение информации в течение не менее 365 суток, а также соответствовать иным требованиям, перечисленным в Приказе Минтранса 13.02.2013 № 36.

Как выбрать тахограф

Выбирать тахограф для установки на транспортном средстве следует из перечня, приведенного на сайте Минтранса. На момент написания данного материала на территории РФ разрешены к эксплуатации тахографы следующих моделей:

пп

Наименование модели тахографа Организация-изготовитель
1 «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-13 ООО «НТЦ “Измеритель»
2 «КАСБИ DT-20M» АО «КЗТА»
3 «Меркурий ТА-001» v.1.03.0106 и v.1.04.0138 ООО «АСТОР ТРЕЙД»
4 «Меркурий ТА-001» v.1.04.0138 ООО «Инкотекс-Т»
5 «DTCO 3283» ООО «Континентал Аутомотив РУС»
6 «ТЦА-02НК» ЗАО «Измеритель-авто»; АО «Автоэлектроника»
7 «Drive 5» v.1.03.1698 и v.1.03.3280 ООО «ПОС система»; ООО «АТОЛ ДРАЙВ»
8 «Drive 5» v.1.03.6210 ООО «АТОЛ ДРАЙВ»; ООО «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДРАЙВА»
9 «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 100.42.00.00.14 ООО “НТЦ «Измеритель»
10 «EFAS V2 RUS» ООО «ИНТЕЛЛИК РУС»
11 «Drive Smart» ООО «АТОЛ ДРАЙВ»; ООО «НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДРАЙВА»
12 «ТЦА-02НК» исполнение “У” ЗАО «Измеритель-авто»; АО «Автоэлектроника»
13 «МИКАС 20.3840 10 000» ООО НПП «ИТЭЛМА»

Если на вашем автотранспорте установлена модель тахографа, которая не указана в разрешенном списке, вам тоже может грозить штраф по ст. 11.23 КоАП.

Если же вы эксплуатируете транспорт, который по закону необязательно оснащать тахографами, но вы решили все-таки установить это оборудование, приобрести можно любой подходящий вам тахограф без оглядки на приведенный выше перечень. Штраф по ст. 11.23 КоАП в таком случае неправомерен.

Какой транспорт обязательно оснащать тахографами

Тахографами по закону нужно оснащать не все транспортные средства, а только определенные категории и виды:

Какой транспорт нужно оснащать тахографами

Если указанные транспортные средства не оснастить тахографами, штрафа по ст. 11.23 КоАП не избежать.

Кроме того, законодательство требует оснащать транспортные средства (независимо от категории), допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров контрольными устройствами, аналогичными тахографам (европейское соглашение ЕСТР от 01.07.1970, ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Приказ Минтранса от 16.06.2014 № 158, Правила, утв. Постановлением Правительства от 05.12.2011 № 1008 ).

Транспорт, который тахографами оснащать не требуется

Часть транспортных средств попадает в список исключений и не подлежит обязательному оборудованию тахографами.

Среди них троллейбусы, учебные автомобили, используемые для обучения и сдачи экзаменов по вождению (если они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов), транспортные средства по перечню, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, иной транспорт (приложение № 2 к Приказу Минтранса № 36).

Какие требования предъявляются к тахографам

По ст. 11.23 КоАП предусмотрено наказание не только за отсутствие тахографа в транспортном средстве, но и за его неисправное состояние или неправильное использование (кроме поломки в пути следования).

Нормативные требования к тахографам разработаны Минтрансом (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213):

Отдельно утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Минтранса от 21.08.2013 № 273). В нем расписана последовательность действий при установке тахографа, его активации, настройке и опломбировании.

Работодатель не вправе самостоятельно устанавливать тахограф, проводить его техобслуживание или ремонт — эти операции должны производить специалисты из сервисных центров (мастерских), перечень которых установлен ФБУ «Росавтотранс». Их реестр размещен на сайте Минтранса РФ:

Какие документы к тахографу должны быть в салоне транспортного средства

На каждый тахограф (вне зависимости от его модели) нужно иметь набор документов, в который входят как минимум:

  • сертификат проверки тахографа;
  • свидетельство о метрологической поверке тахографа;
  • инструкция по использованию тахографа.

Не поленитесь собрать этот комплект бумаг и предъявлять его по первому требованию контролеров — их отсутствие может быть истолковано как нарушение требований к использованию тахографов, за которое положен штраф по ст. 11.23 КоАП.

Труд и отдых водителей: что добавлено в ст. 11.23 КоАП

В ч. 3 ст. 11.23 КоАП предусмотрены штрафы за два вида нарушений:

  • несоблюдение установленных НПА РФ норм времени управления транспортом и отдыха;
  • нарушение установленного НПА РФ режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Понятие «Нормы времени управления транспортом и отдыха» — новое в ст. 11.23 КоАП. Оно применяется в отношении водителей, управляющих автомобилями максимальной массой 3,5 тонны и автобусами, зарегистрированными на частных лиц.

Такие нормы утверждены совсем недавно Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 № 1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ».

Ознакомимся с ними детальнее:

Что касается второй группы нарушений по ч. 3 ст. 11.23 КоАП, то здесь речь идет о нарушении режима труда и отдыха водителей.

Требования к труду водителей регламентированы ТК РФ (ст. 92, 101,103,110, 329 и др.), а также Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15 (ред. от 07.08.2019).

Эти правила действуют не первый год и выверены многолетней практикой — они должны находиться на постоянном контроле у кадровиков, бухгалтеров и руководителей.

Новые поводы для штрафов в 2020-2022 годах

Законодатели продолжают корректировать законодательство — и требования к водителям, работодателям и к простым владельцам транспортных средств постепенно ужесточаются.

Основная задача таких корректировок — усовершенствование правовой основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории нашей страны с целю охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Новая редакция ст. 11.23 КоАП — это тоже часть планов законодателей по воплощению указанных задач и целей.

Что касается последних корректировок законодательства по вопросам, напрямую связанным с нормами ст. 11.23 КоАП, они приведены в таблице:

Изменение Нормативно-правовой акт Коротко о сути изменений
Установлены сроки оснащения тахографами автобусов и грузовиков, эксплуатируемых физическими лицами.

Скорректированы требования к тахографам, к внешнему виду карт тахографа, а также правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы

Приказ Минтранса России от 15.10.2019 № 339, внесший поправки в приказы Минтранса России от 13.02.2013 № 36 и от 21.08.2013 № 273 Установлены сроки оснащения тахографами транспортных средств категорий М2, М3, N2, N3, эксплуатируемых физическими лицами. Например, транспортные средства категории M2, принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, оснащаются тахографами до 01.01.2022.

Также в качестве критерия при оснащении тахографами используется экологический класс транспортных средств

В правилах дорожного движения закрепили нормы времени управления транспортным средством и отдыха от управления Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ» Физические лица, осуществляющие эксплуатацию автобусов и грузовых автомобилей (разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов), обязаны делать перерывы для отдыха не реже чем через каждые 4 час. 30 мин.

Установлены требования к продолжительности времени управления транспортным средством и длительности времени отдыха (подробнее см. в предыдущем разделе статьи)

Если не учитывать корректировки законодательства в части работы с тахографами, а также в вопросах регулирования труда и отдыха водителей, штрафов по ст. 11.23 КоАП избежать не получится.

Действует ли 50% скидка для штрафа по ст. 11.23 КоАП?

Сэкономить в данном случае не получится — штраф по ст. 11.23 КоАП придется заплатить в полном размере.

Все дело в том, что скидка в размере 50% от суммы штрафа, которой привыкли пользоваться водители (при уплате штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении), предоставляется только в отношении штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД) — они предусмотрены гл. 12 КоАП «Административные нарушения в области дорожного движения» (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

А ст. 11.23 относится к главе 11 КоАП «Административные правонарушения на транспорте» и указанная скидка к штрафам, назначенным по данной статье, не применяется.

Статья взята с сайта Блог Кадровика

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *