Положение о системе охраны труда на предприятии — документ, который в соответствии с нормами ГОСТ должны иметь все российские работодатели. Поскольку на данный момент его рекомендуемая форма не утверждена, предприятие должно разработать данный документ самостоятельно. Предложенная нашими экспертами структура положения о системе охраны труда основана на практике современного кадрового менеджмента и отражает базовые требования регулирующих ГОСТ.
Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).
Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.
Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа
Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.
В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.
Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.
Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей.
В проекте типового положения содержатся, в частности:
- требования к структуре внутрикорпоративных положений;
- положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
- положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
- положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
- положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.
На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.
В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.
Нюансы разработки положения о системе управления охраной труда на предприятии
Положение готовят ответственные специалисты компании-работодателя.
В соответствии с пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 при разработке документации в рамках системы охраны труда необходимо обращать внимание на следующие нюансы:
- следует брать в расчет размер организации, виды деятельности, которые она осуществляет, специфику технологических процессов, характеризующих ее производство;
- содержание должно быть изложено в таком виде, который будет понятен работникам;
- документация должна своевременно анализироваться и корректироваться.
Таким образом, при разработке положения следует учитывать, что оно не принимается раз и навсегда, а может требовать периодических изменений.
Положение о системе охраны труда: структура
Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:
- титульный лист;
- раздел с общими положениями;
- раздел о функциональных обязанностях сотрудников компании в области охраны труда;
- раздел о специализированных структурах предприятия, ответственных за охрану труда;
- раздел, регламентирующий прохождение сотрудниками обучения по охране труда;
- раздел, регламентирующий процедуру проверки знаний сотрудников об охране труда;
- раздел, регламентирующий проведение мероприятий по мониторингу и улучшению системы охраны труда;
- раздел, регламентирующий действия сотрудников при несчастных случаях на производстве;
- раздел, устанавливающий ответственность сотрудников за несоблюдение требований положения о системе охраны труда;
- приложения к документу, необходимые для регламентации процедуры пользования им сотрудниками (например, журнал регистрации ознакомления работников с положением).
Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.
Раздел 1: титульный лист
На титульном листе документа должны иметься:
- отметка о том, что положение о системе охраны труда утверждено гендиректором;
- Ф. И. О., должность руководителя, наименование предприятия;
- наименование документа: «Положение о системе управления охраной труда»;
- отметки о том, в соответствии с какими правовыми нормами принят документ;
- информация о дате и месте составления документа.
Раздел 2: общие положения
В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:
- с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
- какого рода нормы устанавливаются документом;
- то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
- то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
- в соответствии с какими НПА разработано положение;
- с какой периодичностью может пересматриваться документ.
Раздел 3: функциональные обязанности сотрудников
Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:
- контроль за функционированием системы охраны труда в компании;
- обеспечение соответствия локальных нормативных актов фирмы, принимаемых в целях функционирования системы охраны труда, положениям НПА федерального, регионального и местного уровня;
- мониторинг исполнения положений локальных актов в области охраны труда сотрудниками;
- разработку методов совершенствования текущих механизмов, в рамках которых функционирует система охрана труда;
- организацию обучения сотрудников, направленного на приобретение ими знаний в области охраны труда;
- практическую реализацию норм, регулирующих функционирование системы охраны труда на предприятии, в части обеспечения сотрудников средствами защиты, инструкциями по их использованию, доступом к системам безопасности и другим объектам инфраструктуры предприятия, которая задействуется в процессе охраны труда;
- реагирование на инциденты на производстве, обеспечение их расследования;
- реализацию мер социальной защиты сотрудников от инцидентов на производстве и профессиональных заболеваний;
- проведение спецоценки условий труда в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- проведение обучения сотрудников по программам охраны труда с привлечением внештатных инструкторов из специализированных организаций или ведомств;
- контроль за корректным ведением документации, используемой в рамках системы охраны труда на предприятии.
Раздел 4: органы управления охраной труда
Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.
Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.
В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:
- какой именно орган управления охраной труда учрежден в фирме: служба, единоличный в виде ответственного специалиста или внешний в виде подрядчика;
- указание на то, что служба охраны труда (или ответственный за охрану труда специалист, или подрядчик) выполняет свои функции в соответствии со ст. 217 ТК РФ;
- кто именно в организации учреждает службу охраны труда или назначает ответственного специалиста (чаще всего это руководитель);
- основные задачи, которые решает служба охраны труда, ответственный специалист или подрядчик.
Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников
В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:
- то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
- сущность инструктажей, проводимых в организации;
- каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
- какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
- кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
- указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
- указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
- периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.
Раздел 6: проверка знаний сотрудников
В данный раздел можно включить формулировки, которые отражают:
- периодичность прохождения сотрудниками компании проверки знаний в области охраны труда;
- критерии проведения внеочередных проверок;
- перечень нормативных актов, в соответствии с которыми проводятся внеочередные проверки;
- кто именно должен проверять знания сотрудников в области охраны труда.
Раздел 7: мониторинг и оптимизация системы охраны труда
В этом разделе могут присутствовать формулировки, отражающие:
- кто именно на предприятии отвечает за мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее улучшение;
- какие критерии используются при оценке качества функционирования соответствующей системы;
- посредством каких методов осуществляется мониторинг функционирования системы охраны труда, а также ее оптимизация;
- кто именно на предприятии контролирует работу сотрудников, ответственных за мониторинг и улучшение системы охраны труда.
Раздел 8: порядок действий при несчастных случаях на производстве
В данный раздел положения можно включить формулировки, раскрывающие:
- порядок, методы расследования несчастных случаев;
- порядок реагирования сотрудников фирмы и ее руководства на возникновение несчастных случаев;
- порядок принятия локальных нормативных актов, в соответствии с которыми должно осуществляться расследование несчастных случаев;
- кто именно отвечает за реагирование на инциденты на производстве;
- в каком порядке осуществляется взаимодействие сотрудников компании и внешних субъектов, в частности специальных служб и государственных ведомств, при инцидентах на производстве;
- порядок отражения информации о несчастных случаях в специальных документах, перечень соответствующих документов;
- кто именно отвечает за внесение информации об инцидентах на производстве в специальные документы.
Раздел 9: ответственность сотрудников
Раздел об ответственности — стандартный элемент большинства локальных нормативных актов, поэтому его включение в структуру положения о системе охраны труда также возможно.
В данном разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:
- в соответствии с какими НПА сотрудники фирмы несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда;
- указание на то, что ответственность за несоблюдение положений документа несут все сотрудники предприятия, а также то, какие дисциплинарные меры могут налагаться на нарушителей.
Еще 1 возможный элемент положения о системе охраны труда — приложения к нему. Рассмотрим подробнее.
Перечень приложений
Положение о системе охраны труда может дополняться различными источниками, регулирующими действие самого документа либо отдельных процедур, которые он регламентирует. Все они будут иметь статус приложений.
Так, к источникам, закрепляющим юридическую силу самого документа, можно отнести журнал, в котором сотрудники организации удостоверяют своей подписью факт ознакомления с положением о системе охраны труда (либо получения его копии).
К источникам, регламентирующим отдельные процедуры в рамках системы управления охраной труда, можно отнести журнал, в котором ведется учет допуска сотрудников к системам безопасности предприятия, а также в помещения, в которых осуществляется обучение или инструктаж по программам охраны труда.
Журнал ознакомления с положением, журнал контроля допуска и иные документы должны получить статус приложений с определенным номером, а их формы желательно привести в самом положении.
Все подобные приложения должны утверждаться приказом директора (это может быть тот же приказ, который вводит в действие само положение о системе охраны труда).
В каждом приложении должна стоять отметка о том, что оно составлено именно для положения о системе охраны труда. Лучше всего отразить данную отметку в виде ссылки на номер локального нормативного акта, посредством которого утверждено положение и который указан на титульном листе. В этом случае приложение можно будет распечатывать отдельно от положения, например для сотрудников определенных подразделений фирмы.
Где скачать образец положения о системе охраны труда
Загрузить образец рассматриваемого документа вы можете на нашем портале.
Скачать образец положения о системе охраны труда
Статья взята с сайта Налог-налог.ру