Пенсия по выслуге лет платится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
Пенсия по выслуге лет назначается федеральным государственным служащим (к ним в этом отношении приравнены муниципальные служащие), которые достигли пенсионного возраста и имеют определенный стаж работы в государственных (муниципальных) должностях.
Пенсионные права государственным служащим субъектов федерации устанавливаются в региональных законах о государственной службе.
Кроме того, пенсионер может приобрести право и на страховую часть трудовой пенсии по старости или инвалидности (с 01.01.2015 — страховую пенсию по старости или инвалидности) от Пенсионного фонда России (ПФР), если работал в других местах кроме госслужбы и за него платились страховые взносы.
По общему правилу можно выбирать только один из видов пенсионного обеспечения государственных служащих: или пенсию по выслуге, или страховую.
Однако госслужащий, остановившийся на пенсии по выслуге лет, может получать и долю страховой пенсии.
Некоторые субъекты федерации и муниципальные образования предусмотрели возможность доплаты от государства, если бывший госслужащий оформил страховую пенсию в ПФР. Например, таковая установлена Законом г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для служащих с выслугой от 12,5 (мужчины) или от 10 (женщины) лет. Данная доплата является дополнительной гарантией прав госслужащих.
Кому полагается пенсия для госслужащих по выслуге лет
Для назначения государственной пенсии по выслуге гражданскому служащему должно совпасть несколько обстоятельств:
- достижение пенсионного возраста 55 (женщинами) и 60 (мужчинами) лет;
- наличие стажа государственной службы от 15 лет;
- работа на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд перед увольнением;
- увольнение не по вине гражданина:
— по соглашению сторон;
— по собственному желанию;
— по независящим от воли сторон обстоятельствам (например, после восстановления в должности другого работника по суду);
— в связи с изменением условий контракта;
— по достижению максимального возраста госслужбы;
— по сокращению или ликвидации госоргана.
Можно получить пенсию по выслуге без 15-летнего стажа. Например, для лиц, уволившихся с руководящей должности госслужбы по истечении срока контракта, срок выслуги равен 12 месяцев, а непрерывной работы на госдолжности перед увольнением — 1 месяц. Есть и другие варианты, когда можно получить пенсию по выслуге при кратком стаже государственной службы. Подробно об этом рассказывает ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».
Общим правилом для оформления пенсии госслужащих является наступление пенсионного возраста, установленного для страховой пенсии по старости. Встречаются ситуации, когда возраст не принимается во внимание. Для этого необходимо, имея стаж госслужбы 25 лет (из них 7 — непрерывно перед увольнением), уволиться с госдолжности по собственному желанию.
Второе общее условие назначения пенсии по выслуге не имеет исключения — гражданин не должен работать на госдолжности, получая такую пенсию.
Размер пенсии по выслуге лет
При минимальном стаже в 15 лет пенсия исчисляется как 45% зарплаты. Однако в данные 45% входит не только пенсия госслужащего по выслуге, но и положенная гражданину страховая пенсия.
Не учитываются только те части страховой пенсии, которые были заработаны после назначения государственной пенсии по выслуге лет, а также льготные доплаты к фиксированной части страховой пенсии (за возраст 80 лет, на нетрудоспособных членов семьи).
Каждый год выслуги свыше 15 лет увеличивает пенсию на 3%, но увеличение ограничено: максимальный размер пенсии госслужащего вместе с положенной ему пенсией по старости или инвалидности не должен быть больше 75% среднемесячного заработка.
Порядок расчета пенсии по выслуге государственным служащим
Определяя среднемесячный заработок для расчета пенсии, надо взять доход за последние 12 месяцев перед увольнением или наступлением пенсионного возраста, но в пределах 2,8 оклада по соответствующей должности (для должностей, где оплата идет в виде денежного вознаграждения, — 0,8 такового).
Не учитываются периоды болезни или отпуска без содержания, декретных отпусков (по беременности, уходу за ребенком и т. п.).
Если таких периодов в последнем году работы нет, то средняя зарплата вычисляется методом сложения ежемесячного дохода за год и деления суммы на 12. При наличии таких периодов доход за год за вычетом больничных и декретных выплат делится на количество рабочих дней и умножается на 21.
Для жителей Крайнего Севера и других льготных районов пенсия по выслуге может увеличиваться за счет районных коэффициентов, установленных постановлениями Совмина СССР.
Порядок расчета доли страховой пенсии
Доля страховой пенсии — та часть ее, которую может получать пенсионер, оформивший пенсию по выслуге лет.
В связи с изменением пенсионного законодательства с января 2015 г. порядок расчета предусмотрен в двух законах сразу:
- частично отменяемом с 01.01.2015 ФЗ «О трудовых пенсиях» (в ст. 17.1)
- и новом ФЗ «О страховой пенсии» (в ст. 19).
Сначала вычисляется доля страховой части пенсии по закону «О трудовых пенсиях». Она равна отношению суммы расчетного пенсионного капитала (за период с назначения пенсии по выслуге до обращения за пенсией по старости) к периоду ожидаемой выплаты в месяцах.
Далее расчет продолжается по новому законодательству. Он очень сложен: включает в себя несколько коэффициентов (также рассчитываемых индивидуально для каждого пенсионера) и уже известную долю страховой части пенсии. Если гражданин продолжает работать, его расчетный пенсионный капитал для страховой пенсии увеличивается — и тогда долю страховой пенсии, доплачиваемую к пенсии по выслуге, перерассчитывают в сторону увеличения.
Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике
К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.
Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.
Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.
Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.
Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.