16.04.2024

Пенсионный возраст, для разных видов пенсии

На сегодня общий порядок пенсионного обеспечения через Пенсионный фонд России (ПФР) предусматривает две части трудовой пенсии по старости: страховую и накопительную.

С 2015 г. законодательство меняется: вместо частей пенсии будут 2 самостоятельные пенсии: страховая и накопительная. На сущность формирования пенсии это не влияет: новые пенсии имеют такой же смысл, как части единой пенсии ранее.

Страховая пенсия рассчитывается с помощью сложной формулы. Она складывается из минимальной базовой суммы, гарантированной государством, к которой прибавляются выплаты, зависящие от рабочего стажа гражданина и размера его зарплаты. Платит эту пенсию только ПФР.

Накопительная пенсия представляет собою накопления на индивидуальном счете (6 % из 16 % страховых пенсионных взносов работодателя на работника в Пенсионный Фонд России).

Эти накопления инвестируются некоммерческим пенсионным фондом (НПФ) или управляющей компанией, а по достижении пенсионного возраста могут быть выданы гражданину одним из способов:

  • Единовременно.
  • Как часть трудовой пенсии (рассчитывается путем деления пенсионных накоплений на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии).
  •  В виде срочных пенсионных выплат (рассчитываются минимум на 10 лет). Этот вариант касается граждан, которые участвовали в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии; а также граждан, которые направили на накопительную часть средства из материнского капитала.

Возраст выхода на пенсию по обоим видам пенсий в России одинаков: 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.

Возраст выхода на пенсию для отдельных категорий граждан 

Для лиц определенных профессий и работающих в отдельных государственных органах законодатель предусмотрел специальный возраст выхода на пенсию. Речь идет о досрочном назначении пенсионного обеспечения.

Например, это касается:

  • сотрудников МВД;
  • сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  • государственных служащих;
  • лиц, работающих на Крайнем Севере и т. д.

После того как ими будут соблюдены все условия, предусмотренные законом, ПФР назначит пенсию по выслуге лет. Как правило, для ее назначения необходимо отработать в указанных органах не менее 15 лет.

Особенности пенсионного возраста для государственного пенсионного обеспечения 

Существуют и другие варианты пенсионного возраста: для граждан, получающих пенсию по государственному пенсионному обеспечению (самостоятельная система пенсий, отдельная от общей, разделенной на страховую и накопительную). Это так называемая социальная пенсия по старости. Она предназначена для граждан, за которых не платились взносы в ПФР или НПФ на трудовую пенсию, а с 2015 г. – страховую и накопительную части пенсии по причине отсутствия официальной трудовой деятельности.

Социальная пенсия по возрасту назначается:

  • представителям малочисленных народов Севера (женщинам – с 50, мужчинам – с 55 лет);
  • гражданам, достигшим 60 (женщины) и 65 (мужчины) лет.

Кроме того, некоторые категории граждан (военнослужащие, сотрудники противопожарной службы и т. п.) также получают пенсию по системе государственного пенсионного обеспечения. Срок ее назначения зависит не от возраста, а от выслуги лет и факта увольнения со службы. Для них общий пенсионный возраст имеет значение только при формировании накопительной пенсии. Эти граждане выходят на пенсию по выслуге, будучи достаточно молодыми, и продолжают работать. А значит  –  имеют возможность заработать себе кроме пенсии по выслуге еще и накопительную пенсию.

Увеличения пенсионного возраста не будет 

Несмотря на требования финансовых ведомств сэкономить на пенсиях, повысив пенсионный возраст, эта мера так и не была применена.

Реформа пенсионного законодательства 2015 г., разделившая единую пенсию на 2 (страховую и накопительную), сохранила для обеих пенсий тот же пенсионный возраст, что и раньше. Не изменился минимальный возраст назначения и для социальной пенсии по старости.

Законодатель решил не использовать увеличение пенсионного возраста, двигаясь по пути стимулирования граждан добровольно переносить оформление пенсии на более поздние сроки. Кроме того, были введены и ограничения по минимальному стажу для пенсионных прав, формально с возрастом не связанные.

Новые законы о пенсиях: увеличение страхового стажа 

Кроме пенсионного возраста для получения пенсии необходим страховой стаж. Под ним понимают периоды, когда за работающего гражданина платились взносы в ПФР, а также иные, приравненные к ним.

Например, время:

  • отпуска по уходу за ребенком (не больше 1,5 лет для одного ребенка и не более 6 лет в совокупности для всех детей);
  • получения пособия по безработице в службе занятости;
  • отсутствия возможности работать для супругов военнослужащих или дипломатов в период пребывания с ними по месту службы (не больше 5 лет);
  • ухода за инвалидом или пожилым, старше 80 лет, человеком;
  • содержания под стражей необоснованно обвиненных и осужденных граждан, а также необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Минимальный страховой стаж для получения пенсии, согласно Приложению 3 к ФЗ «О страховых пенсиях», будет расти каждый год с 2015 г.  вплоть до 2024 г. Если сегодня он равен 5 годам, то в 2015 г. – 6, а к 2024 г. достигнет 15 лет.

Для отдельных категорий пенсионеров страховой стаж повышает фиксированную часть страховой пенсии (минимальная базовая сумма, не зависящая от страховых взносов и ежегодно индексируемая).

Какими же еще мерами, кроме обязательного страхового стажа, законодатель решил стимулировать россиян не оформлять пенсию как можно дольше? Эти меры касаются как страховой, так и накопительной пенсий.

Увеличение страховой пенсии 

Новый закон о страховых пенсиях предусматривает увеличение их размера за каждый год (в пределах 10 лет) неоформления трудовой пенсии лицом, достигшим пенсионного возраста. Увеличение идет, начиная с истечения 12 месяцев с момента возникновения права на пенсию: в 1,07 раз. Данный множитель растет: сначала каждые 12 месяцев, потом – каждые несколько лет. Он достигает максимума при 120 месяцах – становится равен 2,32.

Отдельно увеличивается минимальная фиксированная выплата, являющаяся частью страховой пенсии. Минимальный повышающий коэффициент 1,056 применяется при задержке оформления пенсии на 12 месяцев, а максимальный – 2,11 – при задержке оформления на 10 лет.

Таким образом, закон гарантирует, что обращение за начислением страховой пенсии позже положенного срока увеличит ее размер. Например, если период неоформления составит 3 года, то размер трудовой пенсии увеличится на  24 %.

Новые правила государственного софинансирования накопительной пенсии 

Программа софинансирования накопительной пенсии государством предполагает, что гражданам, внесшим дополнительный накопительный пенсионный взнос не менее 2 000 руб., государство его увеличит вдвое. Из казны на счет накопительной пенсии гражданина будет доплачена индивидуально рассчитанная сумма, равная его дополнительному взносу (не больше 12 000 руб. в год).

Причем, если гражданин достиг пенсионного возраста и не оформил один из видов пенсионного обеспечения, софинансирование производится в повышенном размере (дополнительный взнос гражданина на счет накопительной пенсии будет увеличен на сумму, превышающую его в 4 раза, но не более 48 тыс. руб. в год).

Участникам программы софинансирования накопительной части пенсии, вступившим в нее с 4 ноября 2014 г., государство будет увеличивать накопления, только если они не получают страховую или накопительную пенсию либо содержание для судьи в отставке (вне зависимости от достижения пенсионного возраста).

На кого не распространяются ограничения по софинансированию накопительной пенсии 

На тех, кто подал заявление на софинансирование до 4.11.2014 г., вышеуказанное ограничительное правило не распространяется. Софинансировать их накопительные пенсии государство будет в прежнем порядке.

Граждане, получающие пенсии по государственному пенсионному обеспечению (по закону от 12 февраля 1993 года № 4468-1), могут формировать накопительную пенсию в ПФР или НПФ, в том числе за счет дополнительных взносов. Государственное софинансирование в этом случае предоставляется.

Получать пенсию по государственному пенсионному обеспечению и государственное софинансирование накопительной пенсии одновременно могут:

  • военнослужащие;
  • сотрудники МВД, противопожарной службы и службы контроля за оборотом наркотиков;
  • лица, проходившие службу в системе исполнения наказаний.
Увеличение накопительной пенсии при переносе срока ее оформлении 

Для накопительной пенсии предусмотрена возможность увеличить регулярный платеж (если выбран способ получения вместе со страховой пенсией) при условии более позднего выхода на пенсию.

Это обусловлено участием в формуле накопительной пенсии такой величины, как период ожидаемой выплаты пенсии (установлена ч. 1 ст.17 от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»). На эту цифру делится сумма накоплений, в результате чего вычисляется размер каждой выплаты.

Для граждан, обратившихся за пенсией сразу по наступлению оснований для ее оформления, период ожидаемой выплаты составляет 228 месяцев. Период ожидаемой выплаты при расчете накопительной пенсии для конкретного гражданина снижается, если тот обратился за ее начислением на год или несколько лет позже. Например, если гражданин оформляет накопительную пенсию на 3 года позже, то период будет равен 192-м месяцам. Соответственно, увеличивается размер ежемесячной выплаты по накопительной пенсии. 

Таким образом, государство отказалось от очевидной меры экономии – увеличить пенсионный возраст в России. Зато установило многочисленные правила, стимулирующие граждан к более позднему выходу на пенсию по их желанию.  В частности, это увеличение накопительной и страховой пенсии, а также  возможность государственного софинансирования накопительной пенсии на очень выгодных условиях.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *