- Подать жалобу на работодателя можно в комиссию по трудовым спорам, налоговую или трудовую инспекцию, прокуратуру, суд.
- При обращении в прокуратуру, ГИТ и налоговую инспекцию личность заявителя можно сохранить втайне.
- Комиссия по трудовым спорам на предприятии — самый быстрый способ решения конфликта.
- При обнаружении серьезных нарушений прокуратура по результатам проверки может возбудить уголовное дело в отношении работодателя.
- Государственная инспекция труда имеет наиболее широкие полномочия по проверке. Она проверяет не только информацию, указанную в жалобе, а проводит комплексную проверку по соблюдению трудового законодательства в организации.
- Подать жалобу можно лично, по почте или через сайт контролирующего органа.
- Чтобы получить максимальный результат, нужно обращаться во все возможные контролирующие органы, в чьи полномочия входит надзор. Результаты проверок с описанием выявленных нарушений помогут работнику выиграть дело в суде.
Работник — всегда слабое звено в трудовом конфликте. На стороне компании выступают юристы, а граждане часто вынуждены бороться в одиночку. Рассказываем, где работнику найти союзников, куда обратиться с жалобой на работодателя и как быть тем, кого работа в целом устраивает, но некоторые условия (например, необходимость работать в выходные без оплаты) сводят на нет желание трудиться.
Кто следит за соблюдением прав работников
Первоначальную поддержку работник может найти в профсоюзе. Кроме профсоюзных организаций, есть ряд государственных органов, в обязанности которых входит контроль за соблюдением трудового законодательства. У каждого из таких ведомств свой круг полномочий, выходить за пределы которого они не могут. Чтобы жалоба была эффективной, важно правильно определить, куда обратиться.
Хотите подать жалобу, но боитесь лишиться работы или опасаетесь преследования со стороны работодателя? При обращении в прокуратуру, трудовую или налоговую инспекции, можно указать, что просите не разглашать сведения о заявителе и провести анонимную проверку.
Обращение в комиссию по трудовым спорам
Комиссии по трудовым спорам чаще всего создаются на крупных предприятиях. К примеру, КТС есть на предприятиях группы «СИБУР». Их основная задача — урегулировать спор на первоначальном этапе, когда работнику не удалось договориться с непосредственным руководителем.
Комиссия рассматривает спор в течение 10 дней с момента регистрации жалобы. Присутствие на заседании работника и других заинтересованных лиц обязательно. Принятое решение вручается для исполнения всеми сторонами конфликта. Обжаловать решение КТС можно в суд в течение 10 дней с момента его получения.
Читайте также: Все о служебных проверках
Обращение в прокуратуру
Обращение в прокуратуру поможет разобраться с большим количеством трудовых споров. На предприятии введена незаконная система штрафов, навязывают сверхурочную работу, есть случаи психологического давления на работников — с этими и подобными нарушениями разберется проверка.
Очень эффективно жаловаться в прокуратуру, если на предприятии не соблюдаются правила техники безопасности. Ведь после проверки ведомство может передать материалы дела в полицию для возбуждения уголовного дела.
Срок для проведения проверочных мероприятий — 1 месяц.
Сначала заявителя приглашают на беседу, в ходе которой выясняют подробности нарушения. Затем проводят проверку предприятия и выносят постановление. По истечении 30 дней заявителю должны вручить постановление, где указано, что за нарушения выявлены и какие меры приняты.
Обращение в трудовую инспекцию
Отношения между работодателем и работниками регулирует Трудовой кодекс. Государственная инспекция труда (ГИТ) — основной орган, который работает с жалобами сотрудников. При обращении туда есть один нюанс: трудовая инспекция только проверяет жалобы и выявляет нарушения.
Отменить взыскание, восстановить на работе или привлечь нарушителя к ответственности не входит в их компетенцию. Для этого придется обращаться в суд. Зато инспекция поддержит работника в суде и поможет грамотно составить исковое заявление и собрать необходимые документы.
Обращение в налоговую инспекцию
В налоговую инспекцию стоит подать жалобу, если на предприятии выплачиваются «зарплаты в конвертах», и работники решили с этим бороться. Получив жалобу, инспекторы проведут проверку предприятия. В случае выявления нарушений, наложат взыскания на работодателя. Обяжут его использовать только «белые схемы» в выплате заработной платы.
Однако на практике документально доказать «серые выплаты» бывает сложно. Ведь работодатель изначально предложил такую схему работы и сотрудник согласился.
Обращение в полицию
В полицию можно обратиться, если на предприятии произошел несчастный случай, который работодатель намерен замолчать. Такое поведение руководства — уголовное преступление. Чтобы принять решительные меры — звоните в полицию и сообщайте о случившемся.
Все звонки в дежурную часть записываются, поэтому настаивайте на приезде экипажа и фиксации нарушения. И, конечно, следует добиваться справедливости, если правила техники безопасности нарушаются постоянно, а работа связана с риском для жизни.
Обращение в суд
Суд рассматривает любые трудовые споры. Главное условие — работник должен доказать что его права нарушены. Помочь собрать доказательства могут все ранее перечисленные контролирующие органы. Сам суд по ходатайству истца также может направить запрос о предоставлении доказательств.
Сроки для обращения за восстановлением справедливости по трудовым спорам очень короткие, поэтому рекомендуем одновременно с подачей иска направлять жалобы в ГИТ или прокуратуру. Чем активнее позиция работника при защите своих прав, тем больше шансов на успех. В ряде случаев работодатели предпочитают сразу договориться с работником, чем участвовать в судебных разбирательствах и подвергаться проверкам.
Жалоба и обращение в суд — серьезные обвинения, которые должны быть подкреплены доказательствами.
Письмо президенту
Если работник не верит, что к его жалобе на месте прислушаются, рекомендуем написать письмо в администрацию президента. И хотя такая жалоба все равно будет разбираться на месте, но придет она в инспекцию труда или прокуратуру не от работника, а из аппарата президента.
Как показывает практика, это прибавляет расторопности местных инспекторам. Они знают, что отчитываться им придется не только перед работником, который подал жалобу, но и перед вышестоящими органами.
Способы подачи жалобы
Традиционные способы подачи жалоб — лично или почтовым отправлением. Если вы решили отнести заявление лично, приготовьте второй экземпляр, где вам проставят отметку о принятии документов. Отправляя обращения через почту, сделайте это заказным или ценным письмом: так вы сможете отследить дату поступления заявления.
Для удобства граждан жалобу в любую инстанцию можно подать через официальный сайт ведомства. Составьте и подпишите заявление, отсканируйте его. Далее на сайте заполните специальную форму «Обращение граждан», присоедините файл с жалобой и получите регистрационный номер заявления на электронную почту. В этом случае ответ вам также придет в электронном виде.
В экстренных случаях, например, во время несчастного случая на производстве, который работодатель хочет скрыть, в полицию можно обратиться по телефону.