12 августа Минюст России вынес на общественное обсуждение два проекта приказов о признании утратившими силу нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ограничения пребывания в России иностранцев и апатридов после их освобождения из мест лишения свободы.
По словам одного из экспертов «АГ», получение ФСИН России соответствующих полномочий должно улучшить порядок принятия решений и информирования самих иностранцев и апатридов. Другой эксперт отметил, что вышеуказанный процесс будет лишен даже теоретического контроля со стороны Минюста России.
Так, планируется признать недействующими приказ Минюста России, устанавливающий порядок представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений министерства о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы. Кроме того, ведомство хочет аннулировать совместный приказ Минюста и МВД России об утверждении регламента соответствующего взаимодействия со ФСИН России.
Данные документы разработаны во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 мая 2019 г. № 581. Согласно ему с 1 января 2020 г. решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранца или апатрида в РФ будет принимать ФСИН России вместо Минюста. Общественное обсуждение проектов приказов продлится до 26 августа.
Миграционный юрист Андрей Фоменко отметил, что ранее Президент РФ вынес Указ от 30 мая 2019 г. № 244 о внесении изменений в положение о ФСИН России, в том числе с указанием на дополнительные полномочия в виде принятия решений о нежелательности пребывания иностранных граждан. «С одной стороны, может казаться, что указанные изменения не принесут особых улучшений ни качества принимаемых решений, ни порядка их реализации. Ведь полномочия по решениям о нежелательности и запрете въезда забирают у Минюста и отдают подчиненной ему ФСИН. На практике же такие изменения должны привести к улучшению порядка рассмотрения документов, принятия решения и уведомления самого иностранца или апатрида», – полагает эксперт.
По словам юриста, в настоящее время решения о нежелательности пребывания осужденных иностранных граждан рассматриваются чиновниками Минюста, которые «в глаза не видели самого человека». «Решения принимаются заочно, без достаточного исследования личности, обстоятельств совершенного преступления, тяжести преступления. “Нежелательными” признаются как действительно опасные преступники, осужденные за убийства, бандитизм, изнасилования, так и осужденные по экономическим статьям. Некоторые такие судимости зачастую появляются из внутрикорпоративных споров, как, например, “дело Майкла Калви”», – пояснил он.
Андрей Фоменко посетовал, что принимаемые Минюстом решения о нежелательности пребывания в большинстве случаев просто не доводятся до самих иностранцев, хотя в соответствии с регламентом ведомство должно не только принять решение, но и вручить уведомление о таком решении его адресату: «Неуведомленные иностранные граждане, не получая уведомление о принятом решении, пропускают процессуальный срок для подачи административного иска и лишаются конституционного права на судебную защиту».
Передача полномочий по указанным решениям непосредственно в ФСИН, по мнению юриста, должна улучшить работу в части порядка и объективности принимаемых решений, информирования самих иностранцев. «Но изменения не будут глобальными. Более революционной является совместная инициатива ФСИН и Совета по правам человека сделать запрет на въезд основной или дополнительной мерой уголовного наказания, об этом заявила пресс-служба СПЧ еще 10 июля 2019 г. Данная совместная инициатива направлена Президенту РФ и находится на изучении», – сообщил эксперт.
Он добавил, что, если инициатива сделать выдворение видом уголовного наказания будет поддержана законодателем в виде поправок в УК и УПК РФ, тогда споры по решениям о нежелательности пребывания и запрете въезда перейдут из административной сферы в уголовно-правовую плоскость.
Адвокат, партнер АБ «Мусаев и партнеры» Кирилл Жаринов полагает, что передача полномочий от Минюста к ФСИН России мало на что повлияет, кроме возможного роста количества таких решений и еще большего снижения качества подтверждающих материалов. «Указанный процесс будет лишен даже теоретического контроля со стороны Минюста России», – отметил он.
Стоит отметить, что весной МВД также выступило со своими предложениями изменений принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранца или апатрида в РФ. Согласно подготовленному ведомством документу, такие решения предлагается принимать быстрее за счет наделения соответствующими правами территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти. Причем решение о нежелательности пребывания предлагалось доводить до лица, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней. Уведомление должно содержать информацию о необходимости выезда из РФ в установленные сроки, предупреждение о депортации в случае невыезда, а также о наступлении уголовной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 322 УК РФ, при въезде в Россию до истечения срока запрета.
На настоящий момент проект данного документа удален с Федерального портала проектов нормативных правовых актов.
https://www.advgazeta.ru/rss.php