Служебное или ведомственное жилье предоставляется в пользование гражданам во время осуществления трудовой деятельности у определенных работодателей. К таким объектам недвижимости могут относиться не только квартиры, но и дома.
Право проживания в них предоставляется гражданам на основании трудового договора с предприятием, которому принадлежит помещение. Но Жилищный кодекс РФ также указывает на необходимость наличия договора социального найма. Он заключается между собственником помещений и проживающим гражданином.
Ведомственное жилье подлежит приватизации наряду с другими объектами. По статистике, до 80% помещений, занимаемых гражданам на основании договоров социального найма, уже перешли в частную собственность. Но некоторые люди до сих пор испытывают трудности с приватизацией такого рода объектов.
Граждане имеют право проживать в ведомственном жилье, пока действует трудовой контракт с фирмой. После его расторжения жилец со своей семьей обязан покинуть помещение.
Но все же существуют некоторые случаи, при наступлении которых можно не выселяться из служебного жилья:
- В случае, если работник, получивший жилье, умер, его семья может остаться в помещении.
- Если работник пропал без вести или погиб во время исполнения трудовых обязанностей пожарного, военного или силовика.
- Если гражданин, получивший помещение, вышел на пенсию по наступлению соответствующего возраста.
- Если среди жильцов квартиры имеются дети-сироты.
- Если сотрудник предприятия получил травму, которая привела к наступлению инвалидности I или II группы.
Однако работник и его семья все же могут быть выселены из объекта недвижимости в любой из приведенных ситуаций при том условии, что им будет предоставлено аналогичное жилье.
Жильцы могут быть выселены из служебного помещения в судебном порядке.
Также есть ряд распространенных оснований для выселения граждан из помещения по соглашению сторон:
- расторжение трудового контракта сотрудника с предприятием;
- смена собственника;
- порча объекта недвижимости жильцами;
- неуплата коммунальных платежей;
- использование помещения не по его прямому назначению;
- смена места проживания съемщика квартиры.
Законодательная база
Приватизация жилья в Российской Федерации в 2019 году регулируется Законом № 1541-1, а также Жилищным кодексом. В соответствии с этими законодательными документами, каждый гражданин РФ имеет возможность один раз воспользоваться правом на бесплатную приватизацию.
Приватизация ведомственного жилья
По законодательству, разрешение о приватизации жилого объекта должен предоставлять его собственник. Он вправе и отказать в процедуре.
На практике работодатели устанавливают ряд условий, на которых приватизация становится возможной. Например:
- срок проживания в ведомственном жилье должен быть не менее 10 лет;
- трудовой стаж у данного нанимателя должен составлять 10 лет и более.
Такие условия призваны защитить интересы работодателей от тех граждан, которые трудоустраиваются в фирму специально с целью получения жилья.
Возможна ли?
Служебное жилье может находиться в муниципальной собственности или же числиться на балансе определенного предприятия. Оформление в собственность помещений, принадлежащих предприятиям, возможно только с согласия их руководства. В отличие от муниципалитета, работодатель может не только дать согласие на приватизацию, но и запретить ее.
Но все же, случаи приватизации квартир, принадлежащих предприятиям, не так редки. Часто их руководство, желая поощрить квалифицированных сотрудников, предоставляет им бонус в виде разрешения на приватизацию служебного жилья.
Иногда в разнообразных организациях таким образом производится привлечение новых сотрудников. Известно, что в нашей стране есть немалое количество людей, желающих получить квартиру на упрощенных условиях.
В некоторых случаях предприятия предоставляют гражданам ведомственное жилье, желая списать его с баланса.
Так что приватизация ведомственного жилья вполне возможна. Но стоит знать, что эта процедура сопряжена с рядом трудностей.
Порядок оформления
Первый шаг гражданина, желающего получить служебную квартиру в собственность, это обращение к администрации предприятия. Руководство организации может дать положительный или отрицательный ответ на запрос. В случае положительного решения квартира должна быть снята с баланса.
Снятие помещение с баланса организации и оформление его в собственность гражданина производится следующим образом:
- Владелец ведомственного жилья передает его в собственность муниципалитета. Это действие сопровождается составлением соответствующих актов и соглашений между сторонами.
- После этого гражданин подает заявление в администрацию с просьбой о приватизации жилья и пакет соответствующих документации.
- Муниципалитет рассматривает заявление и сообщает гражданину результат. Отказы от администрации встречаются, в основном, по причине наличия ошибок и несоответствий в предоставленной документации. В этом случае гражданин может исправить ошибки и подать документы повторно.
- В случае получения согласия от муниципалитета, между заявителем и жилищным отделом заключается соглашение, которое после подлежит регистрации в Госреестре. После этого считается, что квартира переходит в собственность гражданина.
Необходимые документы
Для оформления в собственность ведомственного жилья требуется такой же пакет документов, как и для приватизации других объектов:
- паспорта или свидетельства о рождении всех граждан, участвующих в приватизации;
- техпаспорт и кадастровый паспорт на жилье;
- договор социального найма;
- справка, удостоверяющая о неучастии в приватизации.
Также, в ряде случаев, могут потребоваться дополнительные документы.
Обращение в суд
Приватизация ведомственного жилья через суд возможна в том случае, если предприятие не предоставило собственнику свое согласие на процедуру.
Сотрудник имеет право обратиться в суд с двумя исками:
- В отношении предприятия с просьбой о передаче помещения в собственность муниципалитету.
- В отношении муниципалитета с требованием о разрешении приватизации.
На практике, к сожалению, существует не так много случаев, когда суд становился на сторону работника.
Чаще всего подобные исковые заявления не получают поддержки в судебной инстанции. Это обусловлено тем, что отсутствуют четкие правовые нормативы, в соответствии с которыми можно принудить предприятие или муниципальные власти предоставить ведомственные помещения в собственность гражданам.
Положительному решению суда могут поспособствовать следующие факторы:
- гражданин, претендующий на помещение, входит в одну из категорий, описанных в статье 103 ГК РФ (отработал на предприятии более 10 лет, получил инвалидность и пр.);
- нет зарегистрированного статуса служебного жилья;
- у гражданина имеется договор соцнайма.