4-ФСС представляют все страхователи вне зависимости от наличия или отсутствия отчетных показателей. Минимально обязательный состав отчета: титульный лист, разделы 1, 2 и 5. Остальные таблицы заполняются при наличии соответствующих сведений (о количестве пострадавших от несчастных случаев в отчетном периоде, сумме расходов на выплату пособий по НС и ПЗ и др.).
Отчитаться необходимо в электронной форме (при среднесписочной численности сотрудников более 25 человек) или выбрать между электронной и бумажной формой отчета (если сотрудников меньше 25). Крайние отчетные сроки по итогам 2 квартала: 22.07.2019 для отчета на бумаге и 25.07.2019 для 4-ФСС в электронной форме.
Появилась ли новая форма 4-ФСС (изменился ли бланк)?
Как обычно, перед началом очередного отчетного сезона бухгалтерское сообщество волнует вопрос: не «порадовали» ли их нежданным обновлением отчетных форм, в том числе не появилась ли с отчетности за 2 квартал новая форма 4-ФСС.
Пока волноваться причин нет. Актуальную на сегодняшний день форму 4-ФСС назвать новой затруднительно — последние ее корректировки произошли летом 2017 года (приказ ФСС РФ от 07.06.2017 № 275).
Несколько слов об изменениях, внесенных в 4-ФСС приказом № 275:
- Появилось новое поле «Бюджетная организация» на титульном листе, в котором бюджетные организации указывают источник финансирования.
- В таблицу 2 добавили две новые строки — 1.1 (для отражения суммы задолженности за реорганизованным страхователем) и 14.1 (отражающая задолженность ФСС).
Особых корректировок, способных значительно повлиять на правила заполнения 4-ФСС за 2 квартал 2019 года, в последнее время не вносилось. Это касается не только правил заполнения, но и формы (бланка) этого отчета. По этой причине мы не называем новой форму 4-ФСС за 2 квартал 2019 года.
По-прежнему порядок заполнения 4-ФСС регламентируется приказом Фонда соцстрахования от 26.09.2016 № 381 (приложение № 2).
Этапы заполнения расчета
В предыдущем разделе мы выяснили, что форма 4-ФСС за 2 квартал 2019 года новой не считается. Следовательно, мы можем смело заполнять ее по тем же алгоритмам, которые использовали ранее (начиная с отчетности за 9 месяцев 2017 года).
Чтобы заполнить 4-ФСС (далее — расчет) за 2 квартал 2019 года, необходимо:
- Определиться с составом расчета (минимально допустимый набор разделов — 1, 2 и таблица 5 плюс титульный лист).
- Собрать данные (о начисленных и уплаченных взносах «на травматизм», результатах спецоценки и др.).
- Выбрать способ представления — на бумаге или в электронной форме (возможность такого выбора есть только у страхователей со среднесписочной численностью работников не более 25 человек, для остальных доступен лишь электронный способ).
- Представить расчет в фонд — не позднее 22.07.2019 на бумаге (лучше сделать это до 19 июля) и 25.07.2019 в электронном виде.
Получив в ответ на отправленный расчет отрицательный протокол из фонда, поторопитесь с исправлением ошибок. Принятым расчет будет считаться только после того, как проверкой не будут выявлены ошибки. Если процесс исправления ошибок затянется, и электронная форма 4-ФСС за 2 квартал 2019 года будет принята фондом позднее крайней отчетной даты, возможен штраф (п. 1 ст. 26.30 закона об обязательном соцстраховании от НС и ПЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Полугодовой расчет: разбираемся на примере
Рассмотрим на примере, как заполнить расчет по итогам полугодия. Обратите внимание, что показатели для расчета собираются нарастающим итогом — за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год, поэтому расчет, хотя и содержит данные в том числе за 2 квартал, но в целом объединяет полугодовые показатели (п. 5.4 Порядка, утвержденного приказом № 381).
Пример
В ООО «Красный Бор» трудятся 38 человек. Перед оформлением 4-ФСС за первое полугодие специалисты ООО «Красный Бор» собрали необходимую информацию:
1. Определились с составом расчета с учетом того, что в компании отсутствовали несчастные случаи, пособия по НС и ПЗ в отчетном периоде не выплачивались, сотрудники по договору аутсорсинга другим компаниям не передавались. В результате показатели для заполнения таблиц 1.1, 3 и 4 отсутствуют — указанные таблицы не заполняются и не представляются (п. 2 Порядка, утвержденного приказом № 381). Заполнить необходимо титульный лист и обязательные разделы 1, 2 и 5.
2. Рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда в ООО «Красный Бор» нет.
3. По данным спецоценки, проведенной в 2018 году, обследовано 12 из 25 подлежащих данной процедуре рабочих мест. Эти данные будут отражены в полугодовом расчете.
4. Сведения о суммах облагаемых взносами выплат и начисленных травмовзносах представлены в таблице:
5. Сведения по датам и суммам перечисленных взносов указаны ниже:
6. Учитывая среднесписочную численность сотрудников ООО «Красный Бор», отчет на бумаге компания подать не может. Поэтому ей необходимо представить отчет в электронной форме не позднее 25.07.2019.
Сотрудники ООО «Красный Бор» отправили электронный расчет 10.07.2019. С первого раза отчитаться не удалось (из фонда пришел отрицательный протокол). После нескольких безуспешных попыток им всё же удалось исправить все недочеты (расчет был принят). Штрафных санкций не последовало благодаря заблаговременной сдаче первичного расчета и наличию достаточного времени на внесение в него корректировок.