Правом подписи книги продаж обладает руководитель предприятия или ИП, а также уполномоченные ими лица. Бумажные варианты книги продаж необходимо подписывать не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (предварительно распечатав, пронумеровав и прошив листы книги).
Электронные книги продаж подписывают указанные лица усиленной квалифицированной электронной подписью при передаче книг в налоговый орган.
Какие изменения произошли в оформлении книги продаж?
Обязанность по ведению книги продаж оговорена в п. 3 ст. 169 НК РФ, а форма и правила ее заполнения зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
Ведение книги продаж не является чем-то новым для налогоплательщиков. Книга продаж — регистр, куда в хронологическом порядке заносятся выставленные счета-фактуры, а также показатели контрольно-кассовых лент, бланков строгой отчетности в том налоговом периоде, в котором они были составлены (п. 1 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12. 2011 № 1137).
Актуальная форма книги продаж действует с 01.04.2019. Изменения в нее были внесены в связи с ростом ставки НДС с 18 до 20%.
В прошлый раз форму корректировали в октябре 2017 года. Тогда:
- в форме книги продаж появились новые графы (3а «Регистрационный номер таможенной декларации», 3б «Код вида товара»);
- в порядок заполнения книги продаж внесли новшества и корректировки — уточнили порядок внесения исправлений, перенесли срок подписания бумажного варианта книги продаж (с 20-го на 25-е число), описали подробные правила регистрации корректировочных счетов-фактур и др.
Кто подписывает книгу продаж?
Книгу продаж можно вести:
- в электронном виде;
- на бумажном носителе.
В первом варианте книга продаж по окончании квартала распечатывается, пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью организации и подписывается руководителем (уполномоченным представителем) или индивидуальным предпринимателем (уполномоченным представителем). Если организация или ИП работают без печати, можно сделать соответствующую пометку. Дополнительные листы распечатываются и прикрепляются к книге продаж за указанный налоговый период (п. 22 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12. 2011 № 1137).
Руководитель предприятия, а также ИП вправе делегировать свои обязанности уполномоченному представителю, оформив при этом доверенность. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физическое или юридическое лицо, действующее на основании доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством (п. 3, п. 1 ст. 29 НК РФ).
ИП (или его уполномоченный представитель) подписывает книгу продаж с указанием номера и даты свидетельства о регистрации.
При передаче книги продаж в составе налоговой декларации по НДС в налоговые органы в электронном виде, она подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или ИП (или уполномоченными лицами). В случае подписания книги продаж в электронном виде уполномоченным лицом, одновременно в налоговую инспекцию передается доверенность, а к декларации нужно прилагать информационное сообщение о ней.