Переход на УПД связан с решением ряда необходимых организационных вопросов. Для оптимизации процесса перехода желательно учесть их все и упомянуть в основном приказе о переходе на УПД.
Что представляет собой УПД?
21 октября 2013 года ФНС России выпустила письмо «О применении первичного документа, составленного на основании счета-фактуры» № ММВ-20/3-96@. Согласно разъяснениям, приведенным в этом письме, налогоплательщикам дана возможность вместо стандартного комплекта документов: бухгалтерского (ТОРГ-12, ТТН, М-15, ОС-1 и подобных) и счета-фактуры, применять один документ, содержащий все необходимые реквизиты.
Это универсальный передаточный документ (УПД), и рекомендуемая письмом ФНС форма составлена на основе счета-фактуры.
В соответствии с письмом № ММВ-20/3-96@ форма ФНС именно рекомендованная. Налогоплательщик вправе разработать свою форму УПД по требованиям законодательства и разъяснениям ФНС. При этом он может использовать свой УПД для целей бухгалтерского и налогового учета.
Алгоритм перехода на УПД
Порядок перехода на УПД содержит несколько основных моментов:
1. Организации, желающей применять УПД, необходимо определить, по каким видам деятельности, сделкам или договорам документооборот заменят универсальным передаточным документом.
ФНС рассматривает возможность применения УПД в первую очередь:
- при операциях купли-продажи;
- при оказании услуг;
- по договорам подряда;
- по договорам комиссии, поручения и агентирования;
- по договорам доверительного управления;
- в финансовой сфере и сфере НИОКР.
Однако, основываясь на специфике своей деятельности, компания может ввести УПД как для всей организации, так и по отдельным подразделениям или видам деятельности (например, только по продажам).
2. Далее организации следует разработать форму УПД и порядок ее заверения — кто подписывает УПД, будет ли форма заверяться печатью самой организации и печатью контрагента.
3. Целесообразно известить контрагентов о том, что организация будет применять УПД. В частности, с контрагентами потребуется решить следующие вопросы:
- подписать дополнительные соглашения к договорам на применение УПД;
- если в договорах изначально предусматривался формат и пакет первичных документов, необходимо внести изменения и в сами договоры (можно тем же допсоглашением);
- представить контрагентам проект УПД и согласовать порядок заверения документа с обеих сторон (подписи, печати);
- согласовать и зафиксировать порядок внесения исправлений в УПД — он должен быть единым у обеих сторон сделки, оформляемой УПД.
4. Подготовить приказ и внутрифирменные регламенты о переходе на УПД.
Типовой комплект документов при переходе на УПД
Подборка документов для введения УПД соответствует этапам перехода:
- Утвержденная форма УПД (может быть приложением к общему приказу о переходе на УПД, но может и утверждаться отдельно).
- Уведомления всем контрагентам о переходе на УПД. При этом следует учесть необходимость согласования УПД с каждым из них.
- Внутренние нормативные акты по применению УПД. Например, инструкции для сотрудников, которые будут с УПД работать. Во внутренних документах следует закрепить порядок:
- нумерации УПД;
- подписания УПД;
- внесения исправлений в УПД;
- хранения УПД;
- исключения, когда вместо УПД оформляются другие документы (например, в случае отказа контрагента работать УПД).
Также следует внести соответствующие изменения в учетную политику.
- Приказ о переходе на УПД. Он должен включать в себя все основные аспекты, перечисленные выше.