ПБУ — это нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях и являются обязательными для исполнения всеми хозсубъектами РФ. Они содержат общие требования к бухгалтерскому учету компаний и поясняются методическими рекомендациями и письмами Минфина и ФНС России.
Вся информация о порядке ведения бухгалтерского (и налогового) учета должна быть зафиксирована в учетной политике организации — положения по бухгалтерскому учету составляют правовую основу этого документа.
Бухгалтерская отчетность организации
Бухгалтерская отчетность — единая система упорядоченных данных о финансовом состоянии компании, которая составляется на основании учетных сведений бухгалтерского учета.
Абсолютно все организации обязаны представлять внутренним и внешним заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность. Рассмотрим основные бухгалтерские нормативные акты, устанавливающие порядок ее составления коммерческими организациями.
Основные правила составления и сдачи бухгалтерской отчетности закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
Данный документ разработан на основе закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ и состоит из 6 разделов.
№ п/п |
Название раздела |
Тезисы |
1 | Общие положения |
|
2 | Основные правила ведения бухучета |
|
3 | Основные правила составления и сдачи бухотчетности |
|
4 | Порядок представления бухотчетности |
|
5 | Основные правила сводной бухотчетности |
|
6 | Хранение документов бухучета |
|
Содержание и перечень форм бухгалтерской отчетности утверждены в ПБУ 4/99.
Согласно п. 5 разд. 3 ПБУ 4/99 бухотчетность включает в себя:
- Баланс (форма 1).
- Отчет о прибылях и убытках компании (форма 2).
- Приложения к формам 1 и 2.
- Пояснительную записку.
- Аудиторское заключение, если компания в установленных законом случаях подлежит обязательному аудиту.
П. 6 разд. 3 ПБУ 4/99 требует от бухотчетности достоверности и полноты сведений о финансовом положении компании. Чтобы корректно отражать хозяйственные операции на счетах бухучета, на основании которых формируется бухгалтерская отчетность, необходимо придерживаться определенных норм и правил, которые самостоятельно утверждаются каждой организацией в главном документе, регулирующем порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, — учетной политике компании. Рассмотрим порядок ее составления.
Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
Учетная политика (УП) — набор способов ведения бухгалтерского (и налогового) учета каждой конкретной организацией. Она утверждается при создании компании и действует до ее ликвидации.
При этом документ применяется из года в год, а возможные поправки в него вносятся с 1 января (если иная дата не обусловлена существенными причинами) при наличии изменений (пп. 5, 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ):
- требований нормативных актов, регулирующих бухучет;
- способа ведения бухучета;
- условий деятельности фирмы.
В главном бухгалтерском документе компании должны найти отражение:
- Рабочий план счетов.
- Используемые компанией формы первичных бланков.
- График документооборота.
- Порядок учета имущества.
- Алгоритм проведения ревизий обязательств и активов фирмы.
- Методы и порядок определения доходов и расходов компании.
- Способы и порядок оценки имущества и иных активов организации.
- Алгоритм контроля хозопераций.
- Прочие важные учетные нюансы.
Для корректного формирования каждого раздела учетной политики компаниям необходимо ориентироваться на единые стандарты ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России, а именно: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические разъяснения к ним.
ПБУ — законодательные акты 2-го уровня, следующие за нормативными актами федерального значения. Они устанавливают порядок и базовые правила ведения бухучета и формирования отчетности и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами РФ.
Учетная политика организации — положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Она составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем компании.
Рассмотрим основные ПБУ, на которые надо опираться при составлении учетной политики организации.
Учет МПЗ: ПБУ 5/01
ПБУ 5/01 регламентирует порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) компании.
К МПЗ относят (п. 2 ПБУ 5/01):
- материалы, сырье;
- товары для перепродажи;
- готовую продукцию.
Учет поступающих активов ведется по их себестоимости, которая включает стоимость поступления, согласованную покупателем и поставщиком, и все накладные расходы, связанные с приобретением данных активов. При этом микропредприятия могут учитывать сопутствующие затраты в составе текущих расходов. Остальные компании, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, могут относить такие расходы в состав текущих при условии отсутствия существенных материально-производственных остатков (п. 13.2 ПБУ 5/01).
ВАЖНО! Компании, которые вправе применять упрощенный вариант ведения бухучета, могут предусмотреть в своей политике простой способ учета, без использования двойной записи (п. 6.1 разд. 2 ПБУ 1/2008).
Выбытие МПЗ может осуществляться:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы;
- методом ФИФО (сначала списывается актив, первым принятый на учет).
Учет основных средств: ПБУ 6/01
В ПБУ 6/01 раскрывается алгоритм учета основных средств компании. К ним относятся объекты, которые:
- используются для получения фирмой экономических выгод;
- могут применяться более 1 года;
- не предназначены для дальнейшей реализации;
- используются в хозяйственной деятельности фирмы.
При этом объекты стоимостью не более 40 000 руб. можно учитывать в составе МПЗ.
Стоимость поступления ОС складывается из покупной стоимости и доп. расходов, непосредственно связанных с покупкой актива: ценой доставки, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, информационных и консультационных услуг и т. д.
Компании, ведущие упрощенный учет, вправе учитывать вышеперечисленные дополнительные затраты в составе текущих расходов, а к учету принимать объекты ОС по первоначальной стоимости, определяемой как:
- цена поставщика и затраты на монтаж (при наличии);
- сумма, оговоренная в договорах строительного подряда или других договорах, оформленных с целью приобретения или изготовления объекта ОС.
Стоимость ОС погашается ежемесячно путем начисления амортизации.
Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- по сумме чисел лет полезного использования;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
При этом организации с упрощенным бухучетом и отчетностью могут списывать сумму амортизации или один раз в год 31 декабря, или периодически в течение года в сроки, указанные в ее учетной политике. А стоимостную оценку производственного и хозяйственного инвентаря списывать в амортизационные отчисления единовременно по факту принятия к учету.
Выбытие ОС возможно различными способами: путем продажи, списания, вклада в УК другой фирмы, дарения и т. д. (п. 29 ПБУ 6/01). При реализации объекта ОС выручка признается прочим доходом, а связанные с продажей затраты относятся в состав прочих расходов.
Учет доходов организации: ПБУ 9/99
Доходы — улучшение экономических показателей предприятия вследствие поступления активов (денежных средств, МПЗ и т. д.), а также уменьшения его обязательств, приводящее к увеличению капитала данного субъекта. При этом вклады его участников в уставный капитал в расчет не принимаются.
Согласно ПБУ 9/99 доходы делятся:
- На те, которые возникли от обычных видов деятельности. Это, как правило, выручка (п. 5 ПБУ 9/99).
- Прочие: поступления от аренды, реализации ОС, поступление процентов, неустоек, активов в дар, курсовые разницы и др. (п. 7 ПБУ 9/99).
Выручка признается при соблюдении следующих условий:
- Компания имеет право на получение дохода согласно договору (или на ином основании).
- Сумма выручки четко определена.
- Есть уверенность, что в результате сделки произойдет увеличение экономических выгод фирмы.
- Право владения на актив перешло к покупателю.
- Сумма расходов, связанных с получением дохода, определена.
ВАЖНО! Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, активы, поступившие во исполнение обязательств, признаются в бухучете как кредиторская задолженность.
Компании, ведущие упрощенный бухучет, вправе признавать выручку кассовым методом.
Учет расходов организации: ПБУ 10/99
К расходам согласно ПБУ 10/99 относится снижение экономических выгод вследствие выбытия денежных средств или активов, а также возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала компании. При этом не учитывается уменьшение уставного капитала, согласованное учредителями.
Расходы делятся на две категории:
- По обычным видам деятельности: расходы, напрямую связанные с производством или продажами (п. 5 ПБУ 10/99).
- Прочие: расходы на аренду помещений, услуги кредитных организаций, штрафные санкции и проценты к оплате и т. д. (п. 11 ПБУ 10/99).
Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на следующие статьи затрат (п. 8 ПБУ 10/99):
- материальные расходы;
- амортизация;
- расходы на соц. нужды;
- заработная плата;
- прочие затраты.
При этом в целях управленческого учета компания вправе составлять дополнительные статьи затрат на свое усмотрение.
Расход признается, если соблюдаются следующие условия:
- расход производится согласно конкретному договору (или по требованию законодательства), а также в соответствии с деловым оборотом;
- сумма расходов четко определена;
- есть уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод.
ВАЖНО! Если хотя бы 1 из перечисленных пунктов не выполняется, компания обязана учитывать такие расходы в составе дебиторской задолженности.
Статья взята с сайта Налог-налог.ру