Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.
Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.
Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг).
Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:
- без грамотного построения документооборота (включая обеспечение его полноты и своевременности);
- корректного применения бухсчетов при отражении операций по агентскому договору (для формирования и представления заинтересованным пользователям достоверной отчетности, а также для безошибочного исполнения налоговых обязательств).
Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий.
Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:
- действует ли агент от своего имени или от имени принципала;
- участвует ли он в расчетах;
- проходит ли товар через его склады;
- какие сроки и форма отчетности агента перед принципалом установлены и в каких временных рамках происходит утверждение отчета принципалом (или отказ в его принятии);
- алгоритм расчета агентского вознаграждения (в процентах, в твердой сумме и др.);
- нюансы получения вознаграждения (посредством удержания из полученных от контрагента сумм или отдельным перечислением от принципала);
- периодичность отчетности агента (по мере исполнения договора или после его завершения);
- иные важные особенности, способные повлиять на специфику бухучета и отчетности по агентскому договору.
Как наладить документооборот между агентом и принципалом?
Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:
- подтвердить расходы и правомерность вычетов по НДС;
- доказать правоту в суде при возникновении споров между агентом и контрагентами.
Кроме агентского договора в комплект документов включаются:
- оригиналы документов контрагента — договоров, накладных, счетов, актов и др. (если агент действует от имени принципала);
- копии вышеуказанных документов (если агент действует от своего имени);
- отчет агента вместе с подтверждающими его расходы документальными копиями;
- счета-фактуры на агентское вознаграждение;
- иные документы (подтверждающие выплату вознаграждения, иные расходы агента и т. д.).
Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора.
В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:
- агентского вознаграждения;
- возмещаемых агенту расходов.
Бухгалтерский учет у агента и принципала
Для отражения в бухучете проводок по агентскому договору используются разные учетные схемы, позволяющие зафиксировать взаимоотношения сторон агентского договора в ситуации:
- продажи агентом продукции (товаров, работ, услуг);
- закупочных посреднических операций.
Бухгалтерский учет у агента по агентскому договору и бухгалтерский учет агентских договоров у принципала представлены на рисунках:
Агентирование на продажу
Агентирование на покупку
Статья взята с сайта Налог-налог.ру