Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.
Когда проводится анализ учетной политики организации
Анализ учетной политики (УП) проводится:
- во время независимой аудиторской проверки бухотчетности фирмы (при проведении процедур обязательного или добровольного аудита или выполнении иных аудиторских заданий);
- для решения внутренних задач фирмы (при осуществлении налогового планирования, формировании ценовой политики, планировании деятельности компании);
- в иных ситуациях (при проведении налоговой проверки, при контрольных мероприятиях материнской компании в отношении дочерних фирм).
Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.
Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса анализ УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.
Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая УП не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.
Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия
Чтобы провести анализ УП, необходимо:
- детально изучить информацию о компании (ее структуру, виды деятельности, систему налогообложения, наличие и нюансы ее сегментов и другие важные аспекты);
- исследовать рабочий план счетов, схему документооборота и применяемые первичные документы;
- обладать знаниями бухгалтерского и налогового законодательства, знать нормативные документы по отраслевой и производственной специфике деятельности фирмы (методические указания, нормативы, описание технологических процессов).
Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.
К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.
Нюансы анализа учетной политики
При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:
- Содержание разделов в УП определяется самой фирмой, но существует обязательно включаемая в УП информация (к примеру, сроки и процедура проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями, график документооборота).
- Для фирмы, имеющей филиалы, утверждается единая УП. Филиал, даже если он выделен на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет отличные от головной компании операции, не вправе самостоятельно разрабатывать свою УП.
- Формы применяемых первичных учетных документов не обязательно должны иметь унифицированный вид, утвержденный Госкомстатом или Минфином РФ (кроме отдельных обязательных к применению, например при оформлении кассовых операций). Но УП должна содержать указание на то, какие именно формы первичных учетных документов будут использоваться. И если они разработаны самостоятельно, то их необходимо утвердить в составе УП.
- Дословное переписывание в УП положений НК РФ или бухгалтерской нормативки не обязательно — достаточно указания в тексте УП ссылок на соответствующие статьи и пункты действующих нормативных документов.
- УП составляется в разрезе допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:
- могут содержаться неактуальные (устаревшие) нормативные требования, поскольку внесенные в законодательство поправки зачастую не находят отражения в применяемой УП, что снижает ее актуальность и переводит этот документ в разряд бесполезных;
- сделаны корректировки – они подлежат исследованию на предмет правомерности и законности.
Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.
Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита
Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.
Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.
То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.
Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.
Статья взята с сайта Налог-налог.ру