18.04.2024

Пилотный проект ФСС 2020

  • В рамках пилотного проекта ФСС выплаты полагающихся работнику пособий социального характера, предусмотренных законами № 255-ФЗ и № 125-ФЗ, осуществляет не страхователь, а сам фонд. Страхователь же выполняет роль посредника, получающего необходимые документы от работника, дополняющего их данными о себе и передающего сведения в фонд.
  • Новинкой 2020 года для пилотного проекта становится присоединение к нему новых регионов РФ. Возможным новшеством может также оказаться утверждение новых форм документов, используемых при взаимодействии страхователя и ФСС по пилотному проекту.
  • С 2021 года порядок выплаты пособий, действующий в рамках пилотного проекта, предполагается распространить на всю территорию России, внеся необходимые изменения в законы № 255-ФЗ и № 125-ФЗ.

В 2020 году пилотный проект ФСС продолжает действовать, расширяя количество охваченных им регионов России. О правилах этого проекта и ожидающих его перспективах — в нашем материале.

Суть пилотного проекта для 2020 года

Пилотным проектом ФСС «Прямые выплаты» (основные его положения отражены в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294) предусматривается направление средств соцстрахования получателям этих средств (застрахованным лицам) напрямую из фонда. При этом фонд сам рассчитывает сумму выплаты, осуществляя перед этой процедурой тщательную проверку сведений, дающих право на ее получение, и удерживает из нее НДФЛ.

Страхователю отводится роль передающего звена, которое направляет в ФСС документы, предоставленные ему застрахованным лицом (после внесения в них необходимой информации о страхователе). Если же фонд принимает решение об отказе в выплате пособия, то информация об этом им тоже передается застрахованному лицу напрямую без участия страхователя.

Внедрение такого порядка выплат позволяет не ставить сроки их перечисления застрахованному лицу в зависимость от финансовой ситуации, складывающейся у работодателя, или его недобросовестности. Причем со страхователя (работодателя) не только снимаются те функции, которые за него в рамках пилотного проекта выполняет фонд.

Для него также упрощается отчетность по страховым взносам, поскольку в ежеквартально формируемом им отчете больше не нужно заполнять сведения о тех выплатах, которые теперь осуществляет фонд, и не требуется подавать в ФСС комплект документов на возмещение средств, потраченных страхователем на выплаты социального характера сверх суммы начисленных к уплате взносов.

Путем прямой оплаты из ФСС выплачиваются пособия:

  • по временной нетрудоспособности (в т. ч. наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания), кроме относящихся к первым 3 дням болезни, оплачиваемым работодателем;
  • по беременности и родам;
  • за раннюю постановку беременной на учет в медучреждении;
  • при рождении ребенка;
  • по уходу за ребенком;
  • на отпуск, предоставляемый для продолжения лечения после несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Иные же выплаты (пособие на погребение, оплата дополнительных выходных дней работникам, имеющим ребенка-инвалида, дополнительные платежи на детей, финансируемые из средств федерального бюджета) по-прежнему продолжает делать работодатель, а фонд затем (после предоставления необходимого комплекта документов) возмещает страхователю израсходованные им суммы. Возмещению также подлежат средства, истраченные страхователем на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.

Сроки, имеющие значение для выплат по пилотному проекту

Правилами пилотного проекта установлены следующие сроки:

  • 5 дней по календарю отводится работодателю на направление в фонд заявления работника и документов (сведений), необходимых для расчета суммы выплаты;
  • за 2 недели страхователю требуется подать в фонд заявление работника на оплату отпуска, предоставляемого для продолжения лечения, и оформленные работодателем приказ на такой отпуск с расчетом отпускных;
  • по 5 рабочих дней дается фонду на направление страхователю извещения о сведениях, оказавшихся недостающими, и работодателю на ответ на это извещение;
  • в течение 5 рабочих дней с даты поступления в фонд на оплату отпуска им принимается решение относительно этой выплаты;
  • 10 дней по календарю отведено фонду на принятие решения о назначении пособия и его выплате (в этот же срок фонду нужно осуществить и саму выплату, если больничный выдан в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием);
  • в течение 2 рабочих дней осуществляется перевод выплачиваемой разово суммы (в т. ч. это относится к первой по счету выплате пособия по уходу за ребенком и оплате отпускных) на расчетный счет, указанный работником в заявлении;
  • к дням, соответствующим 1-15 числам месяца, следующего за месяцем начисления, привязаны выплаты пособия по уходу за ребенком, осуществляемые ежемесячно после первого платежа;
  • по 3 рабочих дней дается страхователю на извещение фонда об обстоятельствах, служащих основаниями для прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком, а фонду — на начисление пособия по исправленному больничному, необходимость корректировки которого была выявлена при проверке комплекта документов.

Работодателями со среднесписочной численностью более 25 человек обмен данными с фондом осуществляется только электронно, причем в электронном формате (он утвержден ФСС 16.11.2018) осуществляется также передача сведений из всех подтверждающих право на выплату документов. При меньшем среднесписочном числе работников необходимые данные могут направляться в фонд на бумаге. Формы реестров, сопровождающих направляемые в фонд документы, утверждены Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 579.

Вопросы 05.08.2019

Реализация пилотного проекта началась в 2011 году всего в нескольких регионах России. Однако постепенно (с интервалом полгода-год) к нему присоединяется все большее число субъектов РФ.

Регионы, участвующие в пилотном проекте 2020:

Регион Сроки участия в пилотном проекте
Республика Башкортостан с 01.07.2020 по 31.12.2020
Республика Дагестан
Красноярский край
Ставропольский край
Волгоградская область
Иркутская область — с 2020 года
Ленинградская область
Тюменская область
Ярославская область
Республика Коми с 01.01.2020 по 31.12.2020
Республика Саха (Якутия)
Удмуртская Республика
Кировская область
Кемеровская область
Оренбургская область
Саратовская область
Тверская область
Ямало-Ненецкий автономный округ
Забайкальский край с 01.07.2019 по 31.12.2020
Архангельская область
Воронежская область
Ивановская область
Мурманская область
Пензенская область
Рязанская область
Сахалинская область
Тульская область
Республика Ингушетия с 01.01.2019 по 31.12.2020
Республика Марий Эл
Республика Хакасия
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Камчатский край
Владимирская область
Псковская область
Смоленская область
Ненецкий автономный округ
Чукотский автономный округ
Кабардино-Балкарская Республика с 01.07.2018 по 31.12.2020
Республика Карелия
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Тыва
Костромская область
Курская область
Республика Адыгея (Адыгея) с 01.07.2017 по 31.12.2020
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Калмыкия
Алтайский край
Приморский край
Амурская область
Вологодская область
Омская область
Орловская область
Магаданская область
Томская область
Еврейская автономная область
Республика Мордовия с 01.07.2016 по 31.12.2020
Брянская область
Калининградская область
Калужская область1
Липецкая область
Ульяновская область
Республика Татарстан с 01.07.2015 по 31.12.2020
Белгородская область
Ростовская область
Самарская область
Республика Крым с 01.01.2015 по 31.12.2020
г. Севастополь
Астраханская область с 01.07.2012 по 31.12.2020
Курганская область
Новгородская область
Новосибирская область
Тамбовская область
Хабаровский край
Карачаево-Черкесская Республика с 01.01.2012 по 31.12.2020
Нижегородская область
Новшества-2020 в применении пилотного проекта

Годом завершения пилотного проекта (исходя из периода его действия, обозначенного в полном названии Постановления № 294) должен стать 2020 год. Поэтому изменения в характеризующих его основных положениях невелики — в перечень субъектов, применяющих пилотный проект с 01.01.2020, из числа тех, для которых он вводится с только с 01.07.2020, перемещена Иркутская область (Постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444).

Однако с наступлением последнего года действия пилотного проекта ФСС намерен внести изменения в формы, заполняемые при его применении (подготовлен проект приказа фонда об утверждении новых форм). При этом две формы будут вводиться впервые.

Это бланки для:

  • уведомления о прекращении права работника на ежемесячное пособие по уходу за ребенком — его будет оформлять работодатель;
  • извещения об исправлениях, требующих внесения в больничный лист — этот документ предназначается для оформления фондом.

В остальные 10 бланков (они до момента вступления в силу приказа ФСС об изменении их формы являются действующими и соответствуют утвержденным Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578) предполагается внести поправки, дополняющие информацию, отражаемую в этих документах.

Что ожидает пилотный проект в 2021 году

С 2021 года предполагается порядок выплаты пособий, действующий в рамках пилотного проекта, распространить на всю территорию России, закрепив его в двух базовых законах «Об обязательном социальном страховании…»:

  • от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
  • от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Таким образом, страхователям придется платить в ФСС страховые взносы в полном объеме, не уменьшая их на выплаты социального характера, полагающиеся работнику по законодательству.

Обязательной для использования при получении застрахованными лицами выплат от фонда во всех регионах России к 2021 году должна стать карта «Мир».

Статья взята с сайта Блог Кадровика

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *