14.12.2024

Расходы на аренду

Расходы на аренду имущества есть практически у каждой организации. Арендуют все — от инвентаря до зданий. Какие риски могут ждать арендатора при проверке налога на прибыль, расскажем далее.

Документальное оформление арендных платежей сложностей, как правило, не вызывает. Комплект бумаг здесь минимальный: договор аренды, акт приема-передачи объекта аренды, счет-фактура (если арендодатель — плательщик НДС). И даже ежемесячные акты на аренду не нужны (см. письма Минфина от 25.03.2019 № 03-03-06/1/20067, от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75483). Поэтому поймать арендатора на документальной неподтвержденности расходов налоговикам непросто. Однако они находят массу других оснований, чтобы эти расходы снять. Самые распространенные из них ниже:

1. Прямые расходы списали как косвенные.

Косвенные расходы списываются сразу, а прямые нужно учитывать для налогообложения по мере реализации конечного продукта. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право определять состав прямых расходов самостоятельно. Но для распределения должно иметься экономическое обоснование. Если, например, аренду производственного помещения вы учтете как косвенный расход, налоговики это не пропустят. И судьи их поддержат, скорее всего.

2. Объект аренды не используется для извлечения дохода.

Связь расходов с доходами — одно из обязательных условий их списания. Если вы платите арендную плату, а объект (помещение, оборудование и т. п.) для бизнеса не используете, ждите доначислений (см. информацию ФНС «О перечнях частых нарушений…» от 15.04.2019). Если не сможете обосновать целесообразность аренды, надеяться на суд тоже бессмысленно (см., например, постановление АС Волго-Вятского округа от 15.08.2018 № А29-347/2016).

Расчетная ведомость, форма Т-51, образец

3. Арендодатель — однодневка.

Если арендодатель имеет признаки компании однодневки, вас обвинят в необоснованной налоговой выгоде, а расходы снимут. Что здесь можно сделать? Вообще, контрагентов нужно проверять «на входе». Как проводить такой фейс-контроль, мы не раз писали у нас на сайте, например, в этой статье. Но нередки ситуации, когда у арендатора просто нет другого выхода, кроме как заключить договор с юрлицом, предлагаемым арендодателем. Или объекта аренды ему не видать. В этом случае готовьтесь доказывать (скорее всего, суду) реальность сделки. Арбитры часто поддерживают налогоплательщиков, если видят, что деятельность действительно есть, а расходы существуют не только на бумаге, но и в реальности.

4. Завышена цена аренды.

Вообще, у налоговиков нет полномочий проверять уровень используемых в сделках цен. Это вправе делать только ФНС и то в ограниченных случаях. Но стоимость вашей аренды с уровнем рынка контролеры все равно сопоставят. А также посмотрят, адекватна ли арендная плата стоимости самого объекта аренды: может быть, его дешевле было купить, чем арендовать. Заодно они проверят вас и арендодателя на взаимозависимость, выяснят наличие посредников (субарендодателей) и целесообразность их участия в сделке. То есть будут искать схему и опять же необоснованную налоговую выгоду. Расходы можно спасти, если аргументированно объяснить ситуацию судьям: доказать свою выгоду от сделки, привести обстоятельства, из-за которых вы заключили именно такой договор и именно с этим арендодателем. Например, обосновать более высокую стоимость аренды можно выгодным расположением помещения, дополнительным набором услуг (охрана, связь, парковка, содержание помещений) и т. п.

5. Вложили лишнего в арендованный объект.

Очень часто налоговики придираются к расходам на ремонт и капвложения в арендованное имущество. Поэтому данный вопрос нужно как можно подробнее и четче урегулировать в договоре: прописать, какая из сторон делает текущий ремонт, а какая капитальный, разрешает ли арендодатель неотделимые улучшения, согласен ли их возмещать и в каком порядке и т. п. Если этот момент не прописан в договоре, а вопрос ремонта назрел, составьте допсоглашение.

Важно также правильно квалифицировать работы: ремонт это или улучшения капитального характера. Напомним, расходы на ремонт, в т. ч. капитальный, вы можете списать сразу, а траты на улучшение имущества нужно амортизировать. И конечно, затраты нужно грамотно оформить.

Статья взята с сайта Налог-налог.ру

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *