Пока самозанятость – это эксперимент. В «тестовом режиме» самозанятых по общему правилу не поверяют в 2019 году. Правда, касается это в первую очередь налогов. Действие прочих законов распространяется на самозанятого так же, как и на других продавцов чего бы то ни было.
Логично предположить, что если услуга или товар, которые реализует самозанятый, будут вызывать неоднократные нарекания у покупателей или, вдруг, окажутся опасными для их здоровья – проверка самозанятого надзорными органами неизбежна.
Так же нетрудно догадаться, что если самозанятый не будет предоставлять покупателям интересующую их информацию, не будет реагировать на претензии – в качестве «контролера» сработают законы рынка. Покупатели просто перестанут приобретать то, что предлагает этот самозанятый.
Должен ли у самозанятого быть «уголок потребителя»?
На этот вопрос есть разъяснения налоговиков. Правда, это не письмо, а ответ ы на вопросы на сайте ФНС. По мнению ФНС – если самозанятый оказывает услуги или что-то реализует – ему нужно создать уголок потребителя.
Эксперты ФНС согласны, что в законе о самозанятых ( от 27.11.2018 № 422-ФЗ) про уголки потребителя нет ни слова. При этом отмечают, что закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1) действует по всей России , для всех, кто производит и продает товары и оказывает услуги. Следовательно, действие закона о правах потребителей распространяется и на самозанятых.
Напомним, что согласно закону, покупатель вправе требовать от продавца достоверную информацию о том, что приобретает. Включая сведения о самом продавце, например, о режиме его работы или о возможности оказывать услуги, которые он предлагает. Данная информация всегда должна быть в доступе у покупателей.
Как самозанятому иметь уголок потребителя?
В стационарных торговых точках для таких целей обычно оформляется стенд, который принято называть «уголком потребителя». На стенде размещается информация о продавце; предлагаемых товарах (услугах); разрешения , сертификаты и т.п., связанные с деятельностью; книга для жалоб и предложений покупателя и прочая документация и информация, которая может понадобиться потребителю.
При мобильной продаже товаров (услуг) представитель продавца может иметь с собой папку с подборкой необходимых документов. Это тоже считается «уголком потребителя».
Таким образом, самозанятые, не привязанные в большинстве случаев к одному месту, могут сделать подборку копий документов, которые могут заинтересовать их покупателей, и, например, брать ее с собой, когда отправляются куда-то выполнять заказ. Или завести свою страничку в интернете и разместить сканы документов на ней.
При этом действовать нужно все-таки в пределах разумного. Если самозанятый сдал в аренду одну квартиру – непонятно, что должно быть в его «уголке потребителя». Все, что нужно – будет в договоре аренды.
Кстати, «уголок потребителя» нужен самозанятому только при отношениях с гражданами. Если у самозанятого договор с юрлицом или ИП – вся нужная информация будет предъявлена только при заключении договора и в нем же зафиксирована.
Нужно ли самозанятому принимать претензии покупателей?
В законе о самих самозанятых про это тоже не сказано. Однако, если следовать логике ФНС в отношении закона о защите прав потребителей – самозанятый должен и принимать возвраты товаров, и переделывать не надлежащим образом оказанные услуги (если это возможно).
Значит, у покупателя должна быть возможность предъявить претензии самозанятому. Не только в момент реализации услуг или товаров, но и позже. Это вытекает из закона о правах потребителей. Как это организовать? Зависит от того, чем именно занимается самозанятый.
Например, если он оказывает помощь по хозяйству небольшому числу постоянных заказчиков – то заказчики могут и связатся с ним вовремя, и вопросы по его работе урегулировать.
А если самозанятый видится с покупателем один раз или не видится вообще, например, продает в интернете изделия собственного производства и посылает их покупателям по почте, то способ связи покупателя с самозанятым нужно предусмотреть. Как минимум, должна быть возможность у покупателя вернуть товар с описанием претензий и получить взамен новый нужного качества или возврат денег.
Что с налогом у самозанятого, если пришлось вернуть деньги или переделывать работу бесплатно?
Вопрос с возвратом денег покупателю от самозанятого отдельно рассматривала ФНС. В письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ налоговики разъясняют, что самозанятый может скорректировать ранее переданные в ФНС сведения о сумме расчетов в случае возврата денежных средств покупателю.
Самозанятый в «Моем налоге» может аннулировать пробитый ранее чек и вернуть полученные по нему деньги. В ФНС при аннулировании чека надо представить пояснения с указанием причин корректировки. Сделать это можно через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченных операторов электронных площадок или банки.
В отношении услуг или работ, которые выполнены не качественно, возможны два варианта. Самозанятый может просто переделать их бесплатно и не пробивать чек. В пользу этого подхода тот факт, что услуга по сути уже оказана и оплачена : чек выдан покупателю, информация ушла в ФНС и меняться не будет.
Самозанятый также может аннулировать чек, выданный при первоначальном выполнении услуги, вернуть деньги заказчику и сделать все необходимое заново. Заказчик вновь оплатит заново оказанную услугу (работу) и самозанятый пробьет новый чек.
Таким образом, у самозанятого есть возможность скорректировать налоговую базу при урегулировании претензий покупателей и заказчиков (возвратах, переделках и т.п.).
завести свою страничку в интернете и разместить сканы документов на ней.