В Госдуму внесен законопроект № 809773-7, направленный на устранение возможности финансовых организаций не уплачивать налог на имущество в отношении объектов, фактически имеющих признаки основных средств, но в силу указаний Центробанка учитываемых на других балансовых счетах. Инициатором изменений выступает Самарская губернская Дума.
Один из экспертов «АГ» подчеркнул, что предлагаемые изменения увеличат налоговую нагрузку всех организаций, а не только финансовых. Это, по его мнению, негативно скажется на деловом и инвестиционном климате страны. Второй назвал законопроект попыткой «переписать НК РФ и изменить экономическую суть налогообложения».
Поправками предлагается внести в п. 1 ст. 373, п. 1 и 2 ст. 374 и подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ изменения, которые сводятся к тому, чтобы облагать налогом на имущество организаций любую недвижимость, а не только ту, которая в соответствии с правилами бухгалтерского учета относится к основным средствам. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2020 года.
Как следует из пояснительной записки, изменения предложены по итогам анализа порядка ведения бухгалтерского учета кредитных организаций и некредитных финансовых организаций: Самарская губернская Дума выяснила, что учет отдельных объектов, находящихся на балансе таких юрлиц, осуществляется с особенностями, влияющими на размер уплачиваемого ими налога на имущество организаций.
Так, в соответствии с Положением Банка России от 22 декабря 2014 г. № 448-П недвижимость, определенная кредитной организацией как временно не используемая в основной деятельности, долгосрочный актив, предназначенный для продажи, либо как средства труда, которые получены по договорам отступного или залога и назначение которых не определено, учитывается на отдельных балансовых счетах и не является основными средствами.
Некредитные финансовые организации также могут иметь на балансе объекты, которые не являются основными средствами. Согласно Положению ЦБ РФ от 22 сентября 2015 г. № 492-П к такому имуществу относится то, что соответствующее юридическое лицо посчитало инвестиционным имуществом, долгосрочным активом, предназначенным для продажи, либо средствами труда, которые получены по договорам отступного или залога и назначение которых не определено.
В соответствии с действующей редакцией п. 2 ст. 374 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Соответственно, указанное выше имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. Как указано в пояснительной записке, данный вывод подтверждается и письмами Минфина от 5 апреля 2017 г. № 03-05-04-01/20122 и от 15 июня 2017 г. № 03-05-05-01/37081. Разработчики проекта обратили внимание на то, что объекты могут учитываться обозначенным образом в течение неограниченного срока. Это, по мнению Самарской губернской Думы, позволяет финансовым организациям уклоняться от уплаты налога.
В пояснительной записке отмечено, что Положение № 448-П вступило в силу с 1 января 2016 г., а Положение № 492-П – с 1 января 2017 г. После того как заработали данные нормы, у бюджетов субъектов РФ, по словам авторов законопроекта, возникли выпадающие доходы. «Поступления налога на имущество организаций от компаний финансового сектора в бюджет Самарской области в 2017–2018 гг. снизились примерно на 45% по сравнению с уровнем 2016 г. Одним из вероятных факторов является необложение налогом залогового имущества», – пояснила Самарская губернская Дума.
Инициаторы изменений также указали на то, что иные организации, имеющие на своем балансе аналогичные объекты имущества и использующие их для предпринимательской деятельности, платят за них налог на имущество организаций. Учитывая это, финансовые организации получают необоснованную налоговую выгоду, что противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения.
В отзыве на законопроект Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам указал, что предлагаемые изменения позволят увеличить доходы бюджетов субъектов, поскольку налог на имущество организаций является региональным и в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Комитет также полагает, что инициатива поспособствует эффективному использованию непрофильных активов финансовых организаций.
Правительство поддержало законопроект при условии его доработки. В первоначальной редакции планируемые изменения должны были затронуть не только недвижимое, но и движимое имущество. Правительство обратило внимание на тот факт, что с 1 января 2019 г. из перечня имущества организаций, облагающегося налогом, движимое имущество было исключено. В итоговом документе, направленном в Госдуму, разработчики учли это замечание.
Руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев полагает, что причина возникновения подобного предложения может быть в том, что региональному законодательному органу не нравятся отдельные положения по бухгалтерскому учету. «Региональный орган предлагает изменить существующий порядок и установить обязанность уплаты налогов независимо от того, используются ли объекты в коммерческой деятельности или нет. Такую инициативу нельзя назвать ни справедливой, ни обдуманной, поскольку это попытка переписать Налоговый кодекс РФ и изменить экономическую суть налогообложения. Указания на то, что в подобных ситуациях организации получают необоснованную налоговую выгоду, несостоятельны», – подчеркнул юрист.
«Законопроект непростой, с «двойным дном»», – сообщил «АГ» адвокат, партнер и руководитель практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право» Коллегии адвокатов г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев.
По его мнению, сама по себе идея хороша, так как устраняет неравенство в налогообложении бизнеса. Адвокат отметил, что инициатива заслуживает внимания еще и потому, что предполагает реформирование налогообложения «банковских корпораций, а не физических лиц». Однако, по словам Вячеслава Голенева, законопроект содержит и потенциальный негативный аспект. «Недвижимое имущество, не учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, не облагается налогом на имущество организаций, за исключением жилых домов и жилых помещений. Об этом говорит и Минфин России в письме от 3 апреля 2017 г. № 03-05-05-01/19468. Исключение из статей 373, 374, 378 НК РФ указанной льготы может негативно повлиять на обычный, небанковский, бизнес», – полагает эксперт.
Вячеслав Голенев отметил, что, хотя сам он считает по-другому, судебная практика нередко исходит из того, что недвижимость по своему существу является объектом основных средств. «Однако Налоговый кодекс сохраняет «льготный» подход о необложении недвижимости, не являющейся основными средствами, налогом на имущество организаций. Лишение такой льготы отражается на всем бизнесе и увеличивает налоговую нагрузку всех организаций, что не способствует улучшению делового и инвестиционного климата», – заключил адвокат.
advgazeta.ru