26.04.2024

Порядок расчета суммы средств, на которую может быть обращено взыскание

Минюст опубликовал Приказ от 27 декабря 2019 г. № 330 об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 Закона об исполнительном производстве.

В комментарии «АГ» один из экспертов посчитал, что Порядок положительно повлияет на соблюдение банками и кредитными организациями Закона об исполнительном производстве и исключит включение в расчет суммы денежных средств, подлежащих взысканию (аресту), средств, на которые взыскание не может быть обращено. Второй назвал Порядок полезным, поскольку он сразу становится обязательным для судебных приставов-исполнителей.

Указывается, что документ разработан в целях регламентации процедуры расчета банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов граждан, суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест.

Отмечается, что расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов, указываемыми в порядке, установленном Банком России, и с учетом сумм, взыскиваемых по исполнительным документам и указанных лицом, выплачивающим зарплату и (или) иные доходы, в соответствии с ч. 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве в распоряжении о переводе денежных средств.

Согласно Порядку, при наличии нескольких счетов расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется отдельно по каждому счету. В случае наличия у гражданина совместного счета с другими лицами расчет осуществляется отдельно по каждому лицу.

В Порядке закрепляется, какие доходы и денежные средства включаются в расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, а какие не включаются. Например, в расчет включаются денежные средства, не являющиеся доходами, в отношении которых ст. 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания и на которые в соответствии со ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание. Не включаются в расчет суммы доходы, на которые в соответствии с ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание. Исключение составляют деньги, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, и компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наличия в исполнительном документе требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

Кроме того, в документе указывается очередность списания денежных средств.

В комментарии «АГ» заведующий филиалом «Центральный» КА «Московский юридический центр», адвокат Сергей Смищенко указал, что данный Порядок подчеркивает, что банк либо иная кредитная организация не просто исполняет постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании и аресте, а производит расчет суммы в соответствии с кодами вида доходов. «В моей практике возникали ситуации, когда банк, совершенно без какого-либо анализа, исполняя постановление судебного пристава-исполнителя, списывал средства со счета гражданина», – рассказал он.

Адвокат считает, что Порядок положительно повлияет на соблюдение банками и кредитными организациями Закона об исполнительном производстве и исключит включение в расчет суммы денежных средств, подлежащих взысканию (аресту), средств, на которые взыскание не может быть обращено.

Сергей Смищенко указал на закрепление положения о том, что сумма последнего периодического платежа, составляющего 50% и более от зарплаты и иных доходов, не включается в расчет суммы денежных средств, подлежащих взысканию (аресту). «Минюст России, по сути, укрепил права граждан на неприкосновенность социально значимых и необходимых доходов граждан», – заключил адвокат.

Учредитель юридической фирмы «БИЭЛ» Лариса Рябченко назвала Порядок полезным, поскольку он сразу становится обязательным для судебных приставов-исполнителей. Кроме того, указала она, документ изменяет и отменяет ряд положений ст. 101 Закона об исполнительном производстве. «Я считаю, что снятие ограничений на ряд защищенных видов доходов и компенсаций будет на пользу взыскателям. Это также будет способствовать повышению уровня исполняемости судебных актов», – посчитала Лариса Рябченко.

По ее мнению, отмена защиты денежных средств, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, компенсационных выплат из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиации и техногенных катастроф, если взыскиваются алименты на несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, совершенно правильна. Юрист отметила, что лица, у которых в принудительном порядке взыскиваются алименты, склонны скрывать доходы и уклоняться от обязанностей, оставляя на счету только те средства, на которые в соответствии со ст. 101 Закона об исполнительном производстве не могло быть обращено взыскание.

«Недостатком Порядка считаю изменение федерального закона документом, имеющим существенно меньшую правовую силу. Если Минюст считает правильным установление данного Порядка, то он может внести соответствующую законодательную инициативу. В ином случае суды будут находиться в затруднительном положении при рассмотрении жалобы на действия судебных приставов в порядке административного судопроизводства», – посчитала Лариса Рябченко.

Статья взята с сайта Адвокатская газета

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *