Долгое время застройщики в Москве пренебрегали «фактором парковки», результатом чего стал огромный дефицит машиномест. По данным московской мэрии, сегодня на улицах столицы «ночуют» порядка 4 миллионов машин, для которых не нашлось места на стоянках, а обеспечено паркингами не более 20% автомобилей.
Ежегодно столичный автопарк увеличивается на 300-400 тысяч машин, во многих семьях имеется больше одного транспортного средства.
На каждую тысячу населения приходится 380 автомобилей – это больше, чем в любом другом мировом мегаполисе, кроме Нью-Йорка.
Нормы количества машиномест для новостроек разных классов
Схема парковки
Чтобы уменьшить дефицит машиномест, были введены нормативы, по которым застройщики обязаны включать в проекты строящихся зданий определенное количество мест для парковки автомобилей. Сегодня каждый строящийся объект столицы, будь то жилой комплекс, торговый или офисный центр, имеет собственную территорию для хранения машин.
Все столичные новостройки сдаются с готовыми паркингами, размеры и тип которых определяются классом проекта и концепцией застройки.
Согласно государственным техническим нормативам, разработанным для Москвы, новостройки, в зависимости от степени комфортности жилья, должны иметь:
- в эконом-классе — одно парковочное место на каждую квартиру;
- в комфорт-классе – 1,7 парковочного места на каждую квартиру;
- в бизнес-классе – минимум 2 парковочных места на квартиру. Помимо машиномест для жильцов, в этом классе предполагается стоянка для гостевых машин в расчете 40 автомобилей на каждую тысячу жителей.
По данным специалистов, сегодня среднее количество парковочных мест в жилых комплексах Москвы составляет 1,24 на одну квартиру. В бизнес- и элит-классе этот показатель выше (1,33), в комфорт- и эконом-класе – ниже (около 1,09).
«Дороговизна стульев для трудящихся»
На практике зачастую оказывается, что значительная часть стоянок пустует по причине дороговизны. Машиновладельцы предпочитают парковать личный транспорт на газонах и тротуарах, нежели ставить его на специально оборудованные для этого места. Причина — запредельная стоимость подземных паркингов, которая отпугивает покупателей, особенно в проектах нижних ценовых сегментов.
Построить стоянку под землей стоит гораздо дороже, чем оборудовать наземную, и даже продавая места по цене, приближенной к себестоимости, девелопер зачастую не может привлечь покупателя.
Чтобы окупить затраты, застройщики идут на ухищрения – делают скидку при покупке квартиры с машиноместом, а управляющие компании сдают пустующие стоянки в аренду посторонним автолюбителям.
Официальной статистики по наполняемости паркингов в Москве не ведется, но застройщики оценивают количество пустующих машиномест в 30-50% от общего количества. В проектах бизнес-класса парковочные места раскупаются быстрее, в эконом- и комфорт-классе спрос гораздо ниже. Инвестор, стесненный в деньгах, скорее потратит их на расширение жилплощади, нежели на приобретение места для автомобиля, сравнимого по цене с еще одной квартирой. Если бюджетное жилье можно приобрести за 3 миллиона рублей, то стоимость машиноместа в подземном паркинге в разных проектах эконом-класса варьируется от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей.
Виды парковок
На сегодняшний день в московских новостройках можно встретить несколько типов парковок:
- наземные — могут быть открытыми и крытыми, многоярусными;
- подземные, расположенные под зданиями, состоят из одного или нескольких уровней;
- механизированные.
Наземные паркинги
Паркинг «у дома»
Обустройство открытых наземных парковок не требует особых затрат и усилий, и этим объясняется их повсеместное распространение. Есть стоянки для транспорта, территория которых ограничена только знаками и разметкой. Другие обнесены ограждением, оборудованы системой охраны, учета проведенного времени и прочими удобствами.
Достоинство крытых парковок – наличие навеса, защищающего автомобили от осадков и открытого солнечного света. Наземные стоянки характерны для домов эконом-класса. Стоимость их организации минимальна и не требует больших финансовых вложений. Однако они занимают много места, отнимая территорию у дворов и детских площадок.
Многоярусные наземные паркинги используют городское пространство гораздо эффективней. При одинаковой площади они могут принять в разы больше машин, чем плоскостные парковки. Их можно встретить в микрорайонах с комплексной застройкой. Это могут быть отдельно стоящие или пристроенные к глухим стенам домов сооружения.
Одна такая парковка может вмещать сотни и даже тысячи машин. Насчитывается большое количество вариаций многоуровневых стоянок – с прямолинейными и криволинейными рампами, наклонными полами, полурампами, механизированными и автоматизированными подъемниками и манипуляторами, лифтовыми подъемниками. Многие из них оборудованы электронными системами, ведущими учет свободных парковочных мест. Для подъема и спуска могут использоваться разные съезды, что повышает безопасность передвижения автомобилей по территории паркинга.
Подземные паркинги
Основное преимущество подземных паркингов состоит в том, что они располагаются под жилыми зданиями, офисными и торговыми центрами. Благодаря этому они экономят полезное пространство и не нарушают целостность архитектурного ландшафта. Кроме того, подземные парковки более экологичны, чем открытые, способствуют уменьшению загрязнения окружающей среды и снижению уровня шума.
Наличие подземных парковок характерно для комплексов комфорт- и бизнес-класса, жильцы которых могут «раскошелиться» на дорогостоящее машиноместо.
Такие стоянки оборудованы инженерными системами отопления, вентиляции и дымоудаления, освещения, пожаротушения и связи. Все это нужно для обеспечения нормального функционирования подземного городка и создания в нем комфортного микроклимата. Безопасность обеспечивается системами охраны и видеонаблюдения. Для удобства жильцов въезд и выезд производятся по разным пандусам.
Механизированные и зависимые паркинги
Механизированный паркинг
Механизированные парковки – это инновационная система хранения автомобилей, эффективность которой гораздо выше, чем у традиционных стоянок. Она действует по принципу камеры хранения, где каждому авто отводится отдельная ячейка. Для подъема машины на верхние уровни предусмотрены лифтовые подъемники, они же помещают автомобиль в нужную ячейку. Управляет процессом оператор, парковка производится без участия водителя.
Такая система позволяет разместить большее количество машин на той же или даже меньшей территории. Собственнику выдается магнитная карточка, по которой определяется номер бокса, в котором хранится автомобиль.
Разновидностью механизированных систем является так называемый зависимый паркинг, которым сегодня оборудуется треть стоянок в московских новостройках. Машина может выехать из такого бокса, если освободить проезд, убрав стоящие рядом автомобили. Такая парковка управляется автоматически или с помощью парковщика.
Городские власти прилагают большие усилия по строительству паркингов в рамках программы «Москва – город для людей», но вопрос пока еще далек от разрешения. Тем не менее, предпринимаемые шаги дают надежду на то, что в недалекой перспективе ситуация с парковкой в Москве станет более регулируемой.
Многоярусные наземные паркинги используют городское пространство гораздо эффективней. При одинаковой площади они могут принять в разы больше машин, чем плоскостные парковки. Их можно встретить в микрорайонах с комплексной застройкой. Это могут быть отдельно стоящие или пристроенные к глухим стенам домов сооружения.