Министерство юстиции опубликовало сводку предложений по внесению изменений в проект нового Кодекса об административных правонарушениях, публичное обсуждение которого проходило в период с 30 января по 27 февраля.
Изучив предложения, Минюст согласился с необходимостью включения положения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, является невиновным, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным КоАП.
По итогам публичного обсуждения в Минюст поступили предложения от 77 граждан, широкого круга коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе предпринимательских объединений (55), от 11 органов государственной власти субъектов РФ и 6 органов местного самоуправления. Всего поступило около 1300 предложений по 467 вопросам.
Изучив предложения, ведомство согласилось с необходимостью снижения до действующего уровня размеров штрафов по тем составам административных правонарушений, по которым предусматривалось их повышение. Кроме того, ведомство доработало некоторые составы правонарушений, предусмотренные Особенной частью проекта КоАП.
Так, из проекта исключена ч. 4 ст. 12.7 «Нарушение иных прав потребителей», устанавливающая новый состав административного правонарушения, заключающийся в необоснованном отказе либо уклонении от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав, а также ином воспрепятствовании потребителю в реализации его прав, установленных законодательством о защите прав потребителей.
Исключение нормы, отмечает ведомство, обусловлено тем, что в законодательстве о защите прав потребителей уже предусмотрены меры гражданско-правовой ответственности (уплата неустойки (пени) и штрафа) за просрочку выполнения требований потребителя (ст. 13, 23, 28 Закона о защите прав потребителей), а также чрезмерно широкой формулировкой данной нормы, которая может повлечь неоднозначную правоприменительную практику.
Кроме того, ч. 6 ст. 14.1 проекта КоАП, предусматривающая административную ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов, дополнена указанием на возможность совершения указанного административного правонарушения также в форме бездействия.
«Такая формулировка позволит привлекать к административной ответственности не только граждан, нарушающих тишину и покой своими активными действиями (к примеру, громкая музыка, игра на музыкальных инструментах, произведение ремонтных работ), но и тех, кто не предпринимает необходимых действий для обеспечения тишины (например, оставляет на длительный период в своей квартире собаку, которая громким лаем или воем в ночное время беспокоит соседей, либо не принимает меры по отключению неоднократно сработавшей неисправной сигнализации автомобиля)», – подчеркивает Минюст.
Статья 21.38 проекта КоАП, предусматривающая ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, дополнена ответственностью за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении также иных работ на дорогах, железнодорожных переездах или дорожных сооружениях (например, коммунальными службами). При этом в число субъектов административной ответственности по данной норме помимо должностных и юридических лиц были включены граждане, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, за выполнение работ на них.
Отмечается, что большое количество поступивших замечаний касалось отсутствия в проекте нового КоАП принципа презумпции невиновности, который включен в проект Процессуального КоАП. «Тем не менее, учитывая важность данного фундаментального принципа законодательства об административных правонарушениях и поступившие замечания, принято решение закрепить его в ст. 1.12 проекта КоАП, дополнив ее ч. 2 следующего содержания: “Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является невиновным, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях”», – подчеркивает ведомство.
Из ч. 2 ст. 1.9 проекта КоАП исключено положение о том, что «срок, исчисляемый днями, заканчивается в тот час, когда заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции по установленным правилам». Также данная статья дополнена ч. 4, в соответствии с которой если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Помимо этого, отмечает Минюст, из ст. 2.2 проекта исключена ч. 2, которой предусматривалось право суда признавать грубыми административные правонарушения, не поименованные в ч. 1 данной нормы, ввиду ее несоответствия принципу формальной определенности.
Также по результатам публичного обсуждения принято решение об установлении правила об обязательности замены штрафа предупреждением лицу за впервые совершенное им административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при отсутствии отягчающих обстоятельств. В предыдущей редакции проекта КоАП решение вопроса о замене штрафа предупреждением относилось к усмотрению правоприменителя.
Кроме того, в проект включены положения об установлении дополнительных требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, предназначенным для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, транспорта и благоустройства. Так, указанные технические средства должны работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, быть размещенными в установленном порядке и фиксировать в зоне своего обзора все нарушения, для выявления которых предназначены, независимо от действий оператора или пользователя прибора.
По результатам проведенного публичного обсуждения поступило замечание о необоснованности увеличения общего срока давности привлечения к ответственности, поскольку это не соответствует задачам и принципам административного законодательства и значительно ухудшает права физических и юридических лиц. В связи с этим в проекте КоАП предлагается установить общий срок давности привлечения к ответственности в один год, но при этом предусмотреть исключения по тем составам административных правонарушений, по которым они в настоящий момент составляют менее года, в том числе 2 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом) и 3 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении судом).
Минюст указывал, что ч. 14 ст. 3.31 законопроекта, согласно которой течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается с момента подачи жалобы, принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении до момента вынесения решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении, решено исключить.
Отмечается, что в настоящее время продолжается доработка проекта нового КоАП. Доработанный по итогам публичного обсуждения текст законопроекта будет размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru после формирования его окончательной редакции.
Статья взята с сайта Адвокатская газета