Каждому садоводческому некоммерческому товариществу необходимо разработать свою учетную политику. Она поможет упорядочить учет, систематизировать необходимую учетную информацию и добиться ее доступности и прозрачности для всех членов СНТ, а также избежать махинаций и злоупотреблений со стороны его администрации.
Какие нормативные документы потребуются для составления учетной политики СНТ?
При составлении учетной политики (УП) садового некоммерческого товарищества (СНТ) необходимо руководствоваться как общими принципами и требованиями, так и учитывать нюансы специфичной нормативки.
Среди важных и обязательных документов, требования которых необходимо учесть при составлении УП СНТ, можно назвать:
- закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
- закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» от 29.07.2017 № 217-ФЗ;
- НК РФ (ст. 313);
- иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.);
Состав и иные нюансы учетной политики СНТ
Основной раздел УП СНТ — учетная политика в целях бухучета, где необходимо предусмотреть следующее:
- Условия, периодичность и иные особенности проведения в СНТ инвентаризации имущества и обязательств — эту информацию желательно детализировать по видам: плановые и внезапные инвентаризации, инвентаризация кассы, инвентаризация при смене материально ответственного лица и др.
- Порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями — для СНТ этот подраздел УП имеет особо важное значение, поскольку, как показывает практика, бесконтрольность в СНТ приводит к хищениям, махинациям и иным злоупотреблениям со стороны его администрации (председателя, казначея и других лиц).
- Рабочий план счетов — в него необходимо включить только те счета, которые СНТ планирует использовать (например, 86 «Целевое финансирование», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 10 «Запасы» и др.).
- Формы первичных документов — их можно взять из альбома унифицированных форм первичных документов либо разработать самостоятельно, предусмотрев в них все обязательные реквизиты (ст. 9 закона № 402-ФЗ). Для оформления кассовых операций разработанные СНТ документы не подойдут — в этом случае необходимо применять унифицированные формы.
- График документооборота — в нем следует расписать этапы работы с первичными документами (оформление, согласование, утверждение, внесение информации в учетные регистры и др.), установить предельно-допустимые сроки на каждом этапе и обозначить ответственных лиц.
- Применяемые учетные методы и порядок ведения кассовых операций.
- Иные важные аспекты (право подписи первичных документов, списки лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы и т. д.).
Помимо учетной политики в целях бухучета необходимо предусмотреть и налоговый раздел УП. Особенную актуальность такой раздел приобретает в том случае, если СНТ кроме уставной ведет еще и коммерческую деятельность. В этом случае в УП необходимо расписать алгоритм раздельного учета доходов и расходов от уставной и коммерческой деятельности.
Статья взята с сайта Налог-налог.ру